28 января – св. Фома Аквинский

Святой Фома Аквинский — невероятно яркая фигура в истории как Ордена Проповедников, так и Церкви в целом. Его жизнь служит отличным подтверждением того, что рациональное познание мира вполне сочетаемо с истинной живой верой и глубокой духовной жизнью.

Фома, родившийся ок. 1255 года в замке Рокка Секка в местности Аквино, молодые годы провёл в качестве облата в бенедиктинском аббатстве Монте Кассино. В 1239 году аббатство было захвачено войсками императора Фридриха II, и Фома был вынужден покинуть обитель. Он отправился учиться в Неаполь, где стал сближаться с доминиканскими проповедниками, и в 1244 году принял хабит Ордена. Решение Фомы посвятить жизнь Богу вызвало горячий протест со стороны его семьи. Его мать и братья даже попытались силой удержать Фому от продолжения учебы и формации в Париже, похитив его прямо на пути во Францию и около года удерживая несчастного в Рокка Секка. Однако Фома был столь тверд в своем желании, что добился согласия вернуться в Орден. Вскоре он прошел новициат, завершил учебу в Парижском университете, после чего отправился в Кёльн, где стал учеником знаменитого Альберта Великого. Фому рукоположили около 1250 года, а в 1256 году он получил самый высокий и почетный академический титул того времени, став Магистром Святой Теологии.

Для святого Фомы главными средствами достижения святости были смирение и любовь к истине. И иногда доходило до очевидного конфликта между ними. Во время учебы один из его друзей заметил, что Фома не конспектирует лекцию. Думая, что это связано с отсутствием понимания её содержания, студент решил помочь ему. Он подошёл к Аквинату и предложил объяснение темы лекции. Прежде, чем Фома успел возразить, друг начал объяснять тему. Чтобы не обидеть его, Фома терпеливо слушал, но, когда студент сделал ошибку и начал путаться в рассуждениях, Фома пришёл ему на помощь. Он исправил ошибку и объяснил остальную часть темы значительно понятнее, чем преподаватель. А затем искренне извинился перед онемевшим от удивления другом за то, что прервал его объяснения.

Прозванный товарищами «молчаливым быком», он перевернул мир богословия того времени и создал систему, лежащую в основе современного учения Церкви. Более чем за 22 года научной практики им создано около 100 работ. Это было возможно только при помощи нескольких секретарей. Случалось, что Фома диктовал до четырех разных работ одновременно. Такой способ работы был избран для решения одной важной проблемы – чтобы работы Фомы были написаны разборчиво. Потому что сам святой отличался трудно читаемым почерком. Современные ученые говорят, это выглядит так, словно его рука не поспевала за его мыслью.

Исследование для Фомы было путём познания Бога. Возвращаясь к научной работе после ночи, проведённой в молитве, он говорил, что ему открывались такие вещи, на фоне которых всё написанное до сих пор казалось ему соломой. Фома также является автором девиза «Contemplata aliis tradere» (лат. «Передавать другим плоды созерцания»). Исследование было для него постоянным созерцанием божественной реальности, письма и проповеди – передачей плодов этого созерцания другим. Постоянно погруженный в Бога, он часто уходил в свои мысли даже во время мирской деятельности, например, за трапезой, так что сидящим рядом с ним братьям приходилось напоминать ему о приёме пищи.

Святой Фома – автор текстов литургии Торжества Тела и Крови Христовых. Эти гимны и тексты раскрывают любовь Бога, который дал Себя ученикам в Евхаристии. В них мы видим, какое великое почтение проявлял Фома к таинству Евхаристии. Кроме того, он выразил своё мнение, что в пространстве веры есть места, недоступные для рационального познания. Это свидетельствует не только о великом смирении Фомы, но и об осознании его полной зависимости от Творца.

Житие святого Фомы прекрасно вписывается в доминиканскую духовность, уделяющую особое внимание роли образования. Оно показывает, что только с помощью непрерывного исследования и чтения божественных откровений можно получить материал, необходимый для эффективной проповеди. Оно также показывает, что существенным элементом этой проповеди являются смирение и открытость Божьей благодати.

Об эффективности такого пути к спасению свидетельствует и тот факт, что святой Фома был канонизирован Папой Иоанном XXIIуже в 1323 году, менее чем через 50 лет после смерти.

Источник (пл.): dominikanki.pl

Перевод: Анастасия Бозио, Марина Дикарева

* * *

Молитвы через заступничество св. Фомы Аквинского из Доминиканской Литургии Часов

Утренняя молитва:

Боже, в святом Фоме Ты даровал Церкви Своей провозвестника истины Твоей и образец святой жизни. Ради его заслуг и по его примеру дай нам непрестанно и искренне искать Тебя и любить превыше всего. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Вечерняя молитва:

Боже, по благодати Твоей святой Фома усердно стремился к святости и отличался глубиной познания божественных истин. Дай нам уразуметь его учение и подражать его поступкам. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] Святой Фома Аквинский замечает, что Дух Святой сошел дважды не только на […]

trackback

[…] опытных преподавателей познакомился с учением Фомы Аквинского, а так же со взглядами его противников, в числе которых […]

trackback

[…] Фома Аквинский писал: «Любую вещь можно удалить с помощью ее […]

trackback

[…] «Священническое рукоположение даруется как средство спасения не отдельному человеку, но всей Церкви» (Святой Фома Аквинский). […]

trackback

[…] «Всё, что делается против совести, есть грех» (Святой Фома Аквинский). […]

trackback

[…] покровителем в какой-то особенной области. Св. Фома Аквинский – покровитель учащихся, ему часто молятся студенты и […]

trackback

[…] Учитель, выдающийся философ и теолог XIII века Фома Аквинский. Здесь же он и закончил свой земной путь, оставив в […]

trackback

[…] францисканец был современником и другом доминиканца Фомы Аквинского, а их неспокойное XIII столетие — великая эпоха […]

trackback

[…] определить, каков был исходный пункт нашего пути. Бог Аквината и классической христианского богословия — […]

trackback

[…] этот вопрос святой Фома Аквинский отвечал, что, поскольку нематериальная душа управляет […]