Из всех семи Таинств, предлагаемых Церковью, Таинство покаяния вызывало всегда максимальное количество вопросов. Для нас это возможность избавиться от бремени грехов и встретиться с Милосердием Божиим. Это Таинство наилучшим образом показывает нам, что Церковь не опирается на человеческие домыслы, но принимает Божий ответ на нужды человека, жаждущего примирения с Богом.

Происхождение

В Евангелии от Иоанна читаем: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,22-23). Это были слова Господа, обращенные к апостолам после Воскресения. Стоит обратить внимание, что это было первое, что сделал Господь после Своего трехдневного отсутствия. Таким образом, Он показывает, что дар прощения грехов – это не просто чудо, но что это нечто основополагающее для жизни Нового Израиля. Так же стоит отметить, что власть прощать грехи Христос дает только апостолам. В Деяниях мы встречаемся с тем, что приходящие люди не просто исповедуются Богу в своих грехах, но приходят к апостолам, как к тем, кто может от этих грехов разрешить. У апостола Павла об этом говорится довольно четко: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор 5,18-19).

Итак, Таинство примирения было учреждено Самим Иисусом Христом.

Апостольское преемство

Это Таинство имеет и свою историческую основу. Трудно охватить всю историю Церкви, поэтому остановимся только на некоторых аспектах. В первые века об этом Таинстве говорили Ориген, Тертуллиан и Киприан. Кроме того, сохранился документ «Дидахе», учение двенадцати апостолов, в котором среди прочего упоминается и о верных, которые приходили к апостолам и перед собраниям исповедовали свои грехи. Здесь начинает традиция апостольского преемства. Она тесно связанна со священством. Прощать грехи могут только те, кто является непосредственными наследниками апостолов. Им на них печать Святого Духа, позволяющая им являть Божие милосердие.

Необходимость Таинства

Протестанты и некоторые католики говорят о том, что вполне можно и обойтись без этой «формальности». Ведь человек уже покаялся перед Богом. Но сам факто того, что эта традиция существует вот уже на протяжении двадцати с лишним веков говорит о важности ее для народа Божия. Всякий, кто имел опыт исповеди, знает, что во многом это не встреча двух людей, но встреча с реальностью присутствия Божия. Формализация этого таинства убивает его, но не лишает силу Святой Дух, который продолжает действовать. Человек нуждается в индивидуальной молитвенной встрече с Богом и то милосердие, которое он встречает на исповеди, напоминает о нашей участи в жизни будущего века.

Конечно, у каждого из нас свой опыт этого Таинства. Иногда мы встречаемся с равнодушием и даже агрессией в ответ на нашу боль, принесенную в исповедальню. Тем не менее, стоит помнить, что Господь не дал нам иного пути примирения с Ним. И дверь конфессионала ведет не в темноту обреченности, но в свет возрастания во Христе к жизни вечной.

Анна Гольдина

По материалам Aleteia

Фото: asiandelight/Shutterstock

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о