Образы святости в бронзе и мраморе

К 175-летию со дня рождения М.М. Антокольского

К наиболее значимым произведениям скульптуры в собрании Третьяковской галереи, несомненно, относится высеченная из белоснежного мрамора статуя «Христос перед судом народа» работы Марка Антокольского.

… Последние мгновения земного служения Спасителя в преддверии мучительной казни. Вот Он стоит, слегка возвышаясь над зрителем, словно на каменном помосте, куда  Его вывел Пилат. Лицо Спасителя отмечено печатью страдания, но сколько в Нем непоколебимой убежденности в  Своей правоте, сколько глубокого сознания неизбежности и необходимости совершаемого. И вместе с тем сколько в этом лице всепрощающей кротости. Руки Спасителя связаны веревкой, но она не в силах повлиять на общее впечатление глубокой внутренней свободы, царственного достоинства и одновременно простоты осанки.

Когда пристальнее вглядишься в эти идеальные черты, в поражающие глубиной глаза с едва намеченными глазными яблоками, то увидишь в этом лице нечто такое, отчего понимаешь, что это истинно Бог. И невольно проникаешься ощущением, что это ты сам стоишь перед судом Вечности.

М. Антокольский. Христос перед судом народа

Автор удивительной скульптуры Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902) родился в городе Вильно и был седьмым ребенком в небогатой многодетной семье. Его художественная одаренность проявилась очень рано, и уже с юных лет он страстно мечтал стать художником. Отец его – содержатель небольшой харчевни – считал само собо разумеющимся, что Марк пойдет по его стопам, а за первые рисовальные успехи младшего сына награждал того побоями. Однако со временем юный Марк все же настоял на своем, и отцу пришлось отдать его в обучение к резчику по дереву.

Работая в мастерской резчика, Антокольский выполнял резные рамы для картин, иконостасы для церквей. В течение двух лет он принимал участие в работах по реставрации костела в Могилеве. Однажды, увидев репродукцию со знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь» начинающий художник выполнил по ней резную копию из дерева – столь прекрасную, что она вызвала всеобщее восхищение. О юном даровании заговорили. И вот в возрасте девятнадцати лет он был принят в Петербургскую Академию художеств.

Самые ранние из дошедших до нас работ Антокольского датированы 1862-м – годом поступления в академию. Это два барельефа – из бисквита и гипса – с изображением головы Христа. Впоследствии христианская тема будет сопровождать скульптора на протяжении всей жизни. Но даже когда он не обращался непосредственно к евангельским сюжетам, а создавал, например, образы деятелей российской истории, они часто получали у него религиозно-нравственное толкование. Один из примеров тому – статуя «Иван Грозный» (1870 – 1871), выполненная скульптором по окончании учебы в академии, за которую ему было присвоено звание академика.

М. Антокольский. Иван Грозный

Антокольский изобразил грозного самодержца наедине с самим собой, ведущего диалог со своей нечистой совестью, отягченной совершенными злодеяниями. В композиции скульптуры представлены все основные атрибуты царской власти – трон, посох, порфира. Но царь ли это? Низко склоненное лицо искажено мукой и каким-то мрачным, злобным отчаянием. Из правой руки выпал поминальный синодик, словно воспоминание о загубленных душах невыносимо свое тяжестью. А левую руку, подобно змее, обвивают четки. Порфира сбилась, обнажив монашеский подрясник. Но явно, что это не то покаяние, которое ведет к просветлению и очищению, а, напротив, глубокое уныние от сознания невозможности подлинного освобождения от рабства – служения греху.

Эта работа Антокольского, сочетающая историческую достоверность с невиданной доселе психологической глубиной разработки характера, стала подлинным триумфом молодого скульптора. Статуя имела грандиозный успех и необыкновенный резонанс. Это была первая работа отечественного скульптора, приобретенная зарубежным собранием: гипсовый слепок с нее был куплен Кенсингтонским музеем в Лондоне. Сам император Александр II посетил мастерскую Антокольского и был так восхищен скульптурой, что немедленно заказал ее бронзовую отливку для Эрмитажа. Наконец, в хоре похвал особенно веско прозвучало слово И.С.Тургенева: «Невозможно представить Грозного иначе, каким подстерегла его творческая фантазия г. Антокольского». Ф.И. Шаляпин, по собственному признанию, создавая образ Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка», вдохновлялся именно статуей Антокольского.

Выдающийся талант Антокольского, огромное личное обаяние снискали ему уважение и любовь многих замечательных людей России. Среди его близких друзей были Репин и Крамской, Васнецов и Поленов, Стасов и Боткин, Тургенев и Чехов, Мусоргский и Римский-Корсаков…

В Италии, где с начала 70-х годов Антокольский находился на лечении, он познакомился с известным русским меценатом  С.И.Мамонтовым, и знакомство со временем переросло в тесную дружбу. Впоследствии скульптор неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова – Абрамцеве, и считается, что именно ему принадлежит идея и инициатива создания мамонтовского кружка. Мамонтов и заказал Антокольскому статую «Христос перед судом народа». Скульптор работал над ней в римской мастерской в течение двух лет – с 1873 по 1874-й. Сам он так определил свой замысел: «Я Его представляю  в тот момент, когда Он стоит перед судом того народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент, во-первых, потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, толко в эту минуту Он мог сказать ( и только Он): «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят». Во-вторых, под судом народа я подразумеваю и  теперешний суд… «Делайте, что хотите, все-таки я убежден, я верю… что истина, любовь восторжествуют!» Вот что я хотел, чтобы моя статуя говорила всем, верующим и не верущим.»

Завершение работы над статуей стало подлинным праздником для художника. В весенние дни 1874 года он распахнул двери мастерской для всех желающих – и в нее устремились толпы римлян и иностранных туристов. Работа Антокольского имела ошеломляющий успех. Увидев только что оконченную статую, знаменитый русский художественный критик В.В.Стасов писал: «Такого Христа еще никто никогда не делал… Просто гениально!»

Итальянская пресса откликнулась на скульптуру восторженными рецензиями. Один из авторов так описывал свои впечатления: «Я нахожусь в небольшом помещении, образуемом занавесами, в котором свет льется дождем, проникая через окошечко. Инстиктивно поднимаю руку к шляпе и снимаю ее: мне кажется, что нахожусь не перед статуей, но перед живым человеком, перед Мессией, Сыном Человеческим, пришедшим на землю, чтобы положить  фундамет будущей веры человеческой». А рецензент ведущего итальянского художественного издания тех лет отмечал: «Все, что есть гуманного на свете, выразилось в этой простой, красивой и страстной фигуре».

В 1878 году Антокольский экспонировал статую «Христос перед судом народа» на Всемирной Парижской выставке, причем оба ее варианта – как мраморный, так и бронзовый. И здесь русскому скульптору сопутствовал огромный успех. За свою работу Антокольский получил высшую награду – Большую золотую медаль и орден Почетного легиона.

Создав эту великую скульптуру, мастер и в дальнейшем неоднократно обращался к образу Спасителя. В 1877 году он создает горельеф «Последний вздох», подписанный евангельской цитатой «Прости им, ибо не ведают, что творят». Лицо умирающего Христа прекрасно своей умиротворенностью. Его глаза, уже закрытые, по-прежнему обращены к Небесам, и кажется, что даже в последнем, предсмертном вздохе Спасителя на Голгофе слышится мольба о прощении всего падшего человечества.

М. Антокольский. Последний вздох (Христос на кресте)

А скульптура «Христос, идущий по морю» (1888) – эскиз неосуществленного маяка – это образ торжествующего Христа. Благословляя правой рукой, а в левой высоко неся Крест – сомвол спасения, он являет собой маяк для всех совершающих многотрудное плавание по морю житейскому.

И, наконец, еще одна скульптура – «Христос, желающий обнять всех страждущих» (1889) – для надгробного памятника Ф.М.Дмитриеву, находящегося в некрополе Донского монастыря. Здесь, как и в статуе римского периода, вновь особо пронзительно звучит тема обращения Христа к народу. Но нет теперь связывающих руки пут. Руки Спасителя широко распахнуты, словно желает он ими обнять весь мир и каждого из нас, приходящего к нему. И какой теплотой и открытостью веет теперь от Его лица, прежде казавшегося почти отрешенным в своей скорбной сосредоточенности. Как глубоко проникает в душу взгляд больших, широко раскрытых глаз! Это образ безграничной любви Божией и одновременно образ Христа воскресшего и приводящего в Жизнь.

Создавая эти образы Спасителя, Антокольский оталкивается от канонических изображений, остается верен духу и букве Священного писания. И при этом окрашивает ярким личным переживанием, часто поднимаясь до высот подлинно богословских обобщений.

Эти же качества свойственны и созданным им работам, запечатлевшим образы святых угодников Божьих. Одновременно с горельефом «Последний вздох» Антокольский создает еще один горельеф – «Голова Иоанна Крестителя», также посвященный страданию за Истину и верности этой Истине до конца. Лицо Иоанна, столь выразительное по своей пластике, кажется еще не тронуто оцепенением смерти. Да это будто и не смерть вовсе, а тяжелый, мучительный сон. В прорези, открывшейся под чуть приподнятым правым веком, заметно глазное яблоко. Кажется, еще мгновение, и откроются уста, которые в последний раз произнесут обличение, обращенное к Ироду «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Мастер использует в этой работе разнообразные материалы, по существу, противоположные с точки зрения традиций скульптуры того времени.  Рядом с высеченной из белоснежного мрамора головой пророка он помещает на блюде меч, орудие страстей, отлитый из темной бронзы. Но это сделано не просто ради потрясающего драматического эффекта. Меч, наполовину завернутый в белую скатерть, словно составляет единое целое с мраморной головой Иоанна, превращаясь в метафору силы и крепости разящего слова пророка, его непоколебимой убежденности, глубины самоотвержения в служении Истине. Позднее, уже на склоне лет, Антокольский вновь обратился к образу Иоанна Крестителя, запечатлев его в одном из каменных барельефов для церкви в Абрамцево, построенной по проекту В.М.Васнецова.

Стойкость и непоколебимость в вере – главная идея статуи «Христианская мученица («Не от мира сего)». Эта скульптуру, ставшую собирательным образом мученичества за Христа, мастер выполнил в Париже в 1887 году. Образ хрупкой и прекрасной девушки, всем существом устремленной ввысь, явно навеян столь восхищавшей его готической скульптурой и архитектурой.

М. Антокольский. Христианская мученица

Лицо мученицы обращено к небу, но глаза ее выколоты рукой палача, она полностью отрешена от окружающего земного мира. Но тем ярче ее духовное видение Бога, тем совершеннее духовная свобода, тем чище душа, уподобленная скульптором слетевшимся к ней птицам небесным – голубям.

И еще один образ святости создал Антокольский. Это Нестор-летописец, великий древнерусский историк, канонизированный Русской православной церковью. Нестор Антокольского – это вопощение мудрости, цельности, доброты. Перед спокойными, чуть печальными и усталыми глазами Нестора словно проходят бурные события отечественной истории, но он смотрит на них без осуждения и без восторга, усматривая во всем происходящем промысел Божий. Образ Нестора, один из последних в созданной Антокольским галерее деятелей российской истории, заставляет вспомнить первый из них – Ивана Грозного. И здесь, и там видим мы сидящего человека в монашеской одежде. Но в противоположность какому-то надрывному смирению Грозного в облике Нестора мы видим совершенное смирение святого, а вместо кипения страстей в душе царя-тирана глубочайшую душевную тишину у летописца, которая и составляет основу русской монашеской святости.

М. Антокольский. Нестор-летописец

Обширно и многогранно творческое наследие Антокольского, которого без преувеличения можно назвать крупнейшим представителем русской скульптурной школы. Наряду с произведениями, посвященными христианской теме, его резцу принадлежат также образы великих преобразователей России – Ярослава Мудрого и Петра I,  мужественного первопроходца Ермака, выдающихся мыслителей прошлого: Сократа и Спинозы. Им также создана целая галерея портретов его современников и друзей, столь замечательных как по мастерству передачи внешнего сходства, так и по глубине  психологической правды, что перед ними бледнеют живописные и фотографические изображения тех лет.

М. Антокольский. Ярослав Мудрый

Главна черта, которая объединяет всех столь разных героев Антокольского, – это высокая и несокрушимая сила духа. Та сила духа, которая озаряет  человека и помогает сохранить достоинство в самых тяжелых испытаниях, страданиях и даже унижениях. Именно благодаря этой духовной силе и сам Антокольский сумел вырваться из косной провинциальной среды и подняться до самых больших высот европейской образованности и славы.

В залах Третьяковской галереи представлены лишь четыре произведения Антокольского – «Иван Грозный», «Христос перед судом народа», «Голова Христа (Ecce Homo)» и «Христианская мученица». Казалось бы, это немного, но в таком подборе есть глубокий потаенный смысл. От изображения порабощения грехом в Грозном до образа подлинной свободы в Господе – таково движение мысли Антокольского и такой путь проходит в своем творчестве великий русский скульптор. Но это и символическое начертание того пути, который проходит всякая человеческая душа, приобщенная ко Христу.

Владимир Соколовский

Изображение обложки: В.М. Васнецов. Портрет М.М. Антокольского

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии