5 вопросов от Данилки: бедный раб

Снова деньги появляются в притче, рассказанной Иисусом, и снова речь идет о неравенстве, о том, что кто-то избран, а кто-то отвергнут. Данилка решил спросить о том, что чувствует раб, оказавшийся недостаточно прозорливым и выгнанный из дворца куда-то во тьму внешнюю, туда где мрак и скрежет зубовный.

 – Скажите, пожалуйста, почему Вы не попытались как-то подольститься к своему хозяину, не нашли слова, объясняющие, по какой причине Вы так поступили и располагающие его на Вашу сторону? Зачем же сразу «я знаю, что ты человек безжалостный: жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал»?

– Знаешь, чтобы понять нашу историю, которую чаще всего называют Притчей о талантах, тебе потребуется проявить внимательность и любопытство.

Посмотри, перед тобой история о трех рабах. Мы разные, но только я почему-то вызываю сочувствие у читателей и слушателей… Но кто мы? Ответ на этот вопрос даст тебе первый ключик к разгадке этой истории, похожей на небольшой ребус-лабиринт. Ведь наша история рассказывалась Иисусом Своим ученикам и была включена апостолом Матфеем в евангельский рассказ после притчи о разумных и неразумных девах неспроста. Это Евангелие, как ты, вероятно, знаешь, создавалось для первой христианской общины, состоявшей в то время в основном из евреев. Поэтому многие вещи, которые для них были очевидны и понятны, для твоих современников, как и для язычников, начавших принимать Крещение несколько позже, требуют отдельного объяснения. Итак, кто я и мои товарищи? Несомненно, представители народа избранного. А кто же наш хозяин? Бог. Тогда получается, что мы – это три группы верующих. Одни получили некие дары от Бога и сразу же стали их использовать. И непросто использовать, а так, что принесли прибыль Своему Хозяину. Кто-то большую, кто-то меньшую. А я спрятал свои сокровища. Мне не хотелось рисковать. Вот у меня есть Тора, молюсь три раза в день. И все! Больше от меня ничего не требуйте!

К тому же притча о нас была рассказана после осуждения фарисеев, саддукеев и других учителей Закона. Мне очень приятно, что многие толкователи сравнивают меня с ними. Мои товарищи – это пророки, вложившие все, что имели и получили от Всевышнего, в слова обращения Израиля. Тут имею в виду того раба, который получил пять талантов. Тот раб, который получил два таланта – это простой народ, сохранивший веру и готовый принять грядущего Мессию. Они не много знают, но зато жаждут спасения. А я – самый умный и хитрый. Мне Хозяин дал совсем немного, но зато я точно знаю, что с этим делать! Я это просто сохраню. Из истории своего народа я хорошо усвоил, что лучше не проявлять инициативу, а только следовать всем предписаниям. Тогда все будет тихо и спокойно.

Вот подумай: нужен ли был саддукеям, фарисеям, левитам и т.д. Мессия? Да еще и такой, провинциальный, как им казалось, аполитичный, зацикленный только на Боге и человеческих страданиях, не желающий никого возвышать? Разве это лидер нации? Сам подумай! У всех нас был только один талант – мы хранили веру. Когда же пришел Мессия, то мы пустились в словопрения, потрясая тем немногим, что имели.

– Но если хозяин – это Бог, то где же Его милосердие? Почему Он так жесток, не желает никого слушать, войти ни в чью ситуацию? Разве так бывает?

– Теперь мы с тобой нашли второй ключик к притче. Нет ли у тебя впечатления, что это история о конце мира, о Суде над миром?

Вот ты только что спросил: почему я многое наговорил, а не попытался подмазаться? Так вот, если ты посмотришь на эту история с эсхатологической точки зрения, то поймешь, что мне не было смысла что-то там придумывать, нужно было говорить то, что на сердце. Тут уже та ситуация, когда истину под сукном не спрячешь. Мы, фарисеи, саддукеи, учителя Закона, хорошо помним слова: «дым поднялся из Его ноздрей, и истребляющий огонь из уст Его. Искры отлетали от Него» (2 Цар 22,9). Наш Бог именно такой, поэтому и Мессия Его должен прийти с грозным лицом и потрясая огненным копьем. Мы хранили Завет для встречи с ним.

– Зачем же было закапывать талант, в смысле Завет, полученный от Бога?

Для еврейского слушателя выражение «закопать в землю» означало просто спрятать, сохранить в надежном месте. И зная, что наш Господь быстр на расправу, стоило просто хранить традиции, по возможности ничего не прибавляя… Хотя, знаешь, положа руку на сердце, я все-таки слукавил, когда говорил о том, что наш хозяин жнет, где не сеял, и собирает там, где не рассыпал. Разве есть что-то в этом мире, что принадлежит нам до конца? Все так или иначе исходит от Бога. Все, что мы имеем, Он привносит в нашу жизнь, даже если нам кажется, что мы и сами большие молодцы. Поэтому Господь вполне может спросить у каждого, что он сделал с тем, что получил при рождении или в какой-то момент своей жизни. И, спросив, Он не выгонит из Своего дома прочь, но предложит варианты. Ты, конечно, можешь спросить: почему Он изгнал меня? Мне очень приятно, что меня часто жалеют и говорят о несправедливости по отношению ко мне. В одной детской книжке авторы даже предложили моим товарищам поделиться со мной заработанным, чтобы я мог остаться в чертогах Отца. Только что мне там делать? Что мне делать на этом чуждом мне празднике? Бог ничего мне не поручит, потому что я и не хочу для Него ничего делать! Не кажется ли тебе, что мое изгнание – это не решение Бога, Хозяина, а мой выбор, который Он только подтвердил?

– Правильно ли я понял, что Вы считаете, что отношение к Вам и Вашим товарищам справедливо?

– Вполне. Дам тебе еще один ключик к этой истории. Ты обратил внимание, по сколько талантов дает хозяин каждому из нас?

Талант – это не монетка и даже не мешочек с монетами. Это единица измерения, которую использовали в товарно-денежных отношениях. В Израиле того времени талант был соизмерим с современными 44,8 кг. Обрати внимание речь идет просто о таланте, а не о таланте золота или серебра. Идем дальше. Мой первый товарищ получил 5 талантов. Почему именно столько? Число пять в еврейском сознании символизирует силу, опирающуюся на волю Всевышнего. Не зря же Пятикнижие открывает Библию. Сила и воля Божия, раскрывающаяся в человеке. Мой товарищ, получив все это, поспешил удвоить. Что это значит? Цифра пять – символ действия Бога в человеческой истории, и мой товарищ просто сделал все возможное, чтобы об этом узнало как можно больше людей, чтобы не только его собственная жизнь, но и сердца тех, кто встречается на его пути, были обращены к Господу. Я уже говорил, что первого моего товарища некоторые толкователи сравнивают с пророками.

Мой второй товарищ получает два таланта. Число два символизирует букву «бет», с которой начинается Тора. Первое слово будет «берешит», «в начале». И это не начало повествования или какого-то обычного дела. Это особое начало, до которого вообще ничего не было. Не было представления о материи и времени. Речь идет о некой точке отсчета. Поэтому за этой цифрой скрывается все творение. Но это еще не все! Цифра два еще и символ устной и письменной Торы, т.е. Закона. Того самого камня преткновения, мимо которого не могли пройти учителя Израиля. Речь идет о Слове, через которое совершается творение. Получается, что мой товарищ получает особое знание о творении, пронизанное восхищением Творцом. Возможно поэтому толкователи и говорили, что мой товарищ – это простые галилейские рыбаки, видевшие красоту мира, восхищавшиеся Создателем, в сердцах которых уже была записана Тора. Наверное, поэтому они так и стремились найти Мессию, пошли к Иоанну на Иордан, а потом от него к Иисусу.

А что досталось мне? Только на первый взгляд кажется, что совсем чуть-чуть. Только за цифрой один скрывается символ Имени. Ты же знаешь, что евреи не упоминают Имени Божьего. Они говорят просто «Имя» и все понятно. Но в этом слове скрывается глубокая связь с Творцом, открытость на Его любовь, принятие Его воли. То, что в конечном счете и заключено в Завете. То, что открывалось священникам в Святая Святых. И я это просто спрятал. Не позволил этому войти в мое сердце, а значит и не разделил с другими. Мало того, в конце концов я обвинил во всем Самого Бога, назвав Его жестоким и нечестным.

– Если бы у Вас был шанс повернуть события вспять, Вы бы поступили иначе?

– Думаешь, понимание происходящего побуждает меня к раскаянию? Ведь все это я знал и понимал с самого начала. Но понимание и готовность сердца к действию – разные вещи. Нет, я бы поступил точно так же. Мы, учителя Закона, прекрасно осознавали, что этот странный галилейский проповедник может быть тем самым Мессией. Не зря же были даже из нашей среды, даже из синедриона, те, кто поддерживал Его, искал встречи с Ним, принял Его. Но нам не нужен был такой Мессия. Все-таки Бог тоже должен соответствовать нашим представлениям! Так что пойду я во тьму внешнюю, мне там комфортнее, чем в Его Царстве непонятной свободы.

Анна Гольдина и Данилка

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии