1. Слово и обращение

Еще раз вернемся к Слову, которое было у Бога и было Бог (Ин 11:1). Это то же самое Слово, которое стало плотью (Ин 1:14). Со Слова все и начинается. И, конечно же, с обращения. Бог не просто творит Словом, но и обращается со Своим Словом к человеку. Сначала к первому человеку, созданному им, а потом и ко всем народам. Право первого святого обращения принадлежит Богу Отцу:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:27-28).

В последующем Господь обращается к человеку постоянно. От человека же требуется слушать, внимать Гласу Божьему:

«Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прикрепляйтесь» (Втор. 13:4).

  1. Глас Божий

Глас Божий проникает везде и всюду. Он взывает ко всем, к праведникам и к грешникам, а иногда – особенно к грешникам:

«Слушайте, глухие» (Ис. 42:18).

Глас наставляет и направляет человека на путях его:

«И уши твои будут слышать Слово, говорящее позади тебя: Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21).

Глас учит человека:

«С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя» (Втор. 4:36).

Он бывает добр, но и бывает страшен:

«Господи! Услышал я слух твой и убоялся» (Авв. 3:2).

Он силен и велик:

«Глас Господа силен, глас Господа величествен» (Псалмы 28:4).

Он меняет сердца, потому что должен быть услышан везде – распространиться до краев земли:

«И от этого трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, Слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его, блистание его до краев земли» (Иов 37:1-3).

Это последнее свидетельство Иова важно еще и тем, что дает нам возможность понять связь Гласа Божьего и Света. «Блистание его до краев земли». Глас Божий блистает. Он соединен со Светом, действует, как Свет и, так же, как и свет, распространяется везде и всюду. Иными словами, у него та же природа, что и у света – Божественная, и то же назначение – возвещение Истины. И возвещение это дивно:

«Дивно гремит Бог гласом своим» (Иов 37:5).

  1. Глас Отца и Глас Сына

Бог Отец передает силу Гласа своего Сыну Своему возлюбленному. Об этом читаем уже в пророчестве о Мессии:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15).

И действительно, пророчество сбылось. На землю был послан Христос, Сын Бога Отца и спаситель людей. В подтверждение пророчества звучит еще раз Голос Бога, когда Христос с тремя учениками восходит на гору:

«И был из облака голос, говорящий: Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Лк 9:35).

Бог Отец сообщает нам, что Христос, Его Сын, призван на землю, чтобы говорить. Говорить об Отце и о Царствии Небесном. И действительно, Иисус говорит с нами, но, что еще более важно, Он «и глухих делает слышащими» (Мк 7:37).

Все Евангелия наполнены воззваниями к слуху человека:

«Кто имеет ушли слышать, да слышит!» (Мф. 13:9, 25:30; Мк. 4:9, 4:23, 7:16; Лк. 8:8, 8:15, 14:35).

Важно также отметить, что Отец передает Сыну не только Глас, но и способность слушать. Первое, что мы узнаем об Иисусе Христе, — это о Его умении слушать. «…Нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лука, 2:46).

  1. Слух человека

Слух сам по себе не дает человеку ничего. Точнее, не дает ему возможности услышать Истину. Так же, как и со Светом, человеку необходим тот, кто бы транслировал Слово. Поэтому Апостол Павел и вопрошает: «Как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14)

Необходимо живое Слово, которое должно быть услышано, необходим говорящий. Поэтому Бог не перестает говорить никогда: «Гремит Он гласом величества Своего и не останавливает Его, когда глас услышан» (Иов 37:4).

Даже когда мы приняли и услышали Слово Божье, Бог не замолкает в нас и голос Его не перестает звучать. Он, как и Свет – нечто постоянное.

Слух человека всегда настроен на волну связи со Словом Господа, и если мы принимает «проповедующего Слово», мы можем принять Истину и спастись.

Но иногда происходит страшное – человек решает закрыть уши, чтобы не слышать глас Божий. И тогда он перестает понимать речи Христа. Не от незнания, не от неумения слышать, но от нежелания:

«Почему Вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» (Ин 8:43)

  1. Добровольная глухота

Бог говорит Захарии:

«Они не хотели внимать, отвернулись от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать» (Зах 7:11). Неумение и нежелание слушать – грех. В Новом Завете мы три раза встречаем греческое слово ἡ παρακοή (parakoē) (Рим 5:19; 2Кор 10:6; Евр 2:2). Оно используется в понимании «непослушания», но у него есть и еще одно значение – неумение слушать! То есть непослушание, а значит грех и неумение слушать – одно!

Но, опять-таки, как и в случае с восприятием Света, воля человека – единственный инструмент, позволяющий ему заглушить глас Бога. Человек способен добровольно оглохнуть, закрыть уши. В этом случае, он неминуемо начинает отдаляться от Господа все дальше и дальше, и сама связь с Богом начинает неумолимо рваться. Это поэтично описал У.Б. Йейтс в стихотворении «Второе пришествие»:

Шире и шире кружа в воронке,

Сокол сокольничего не слышит,

Связи распались, основы не держит…

Как ответить Богу, когда сам глух к Его Гласу, блистающему свету его истины? Никак. Прежде нужно отворить уши, прислушаться и услышать. Тогда и только тогда станет возможным ответ человека Господу. Тогда и только тогда возможна вера, поэтому и говорит апостол Павел: «Вера – от слышания» (Рим. 10:17).

Но недостаточно просто слышать. Слушать нужно уметь. Нужно, чтобы слух стал подобен «доброй земле», о которой говорит Иисус в притче (Мф 13:19-23). Ведь слушающий подвержен соблазнам, поэтому и пишет апостол: «Будет время, когда… от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Поэтому нужно возделывать свой слух, чтобы он стал плодородной почвой. Слух должен стать таким, чтобы мы не останавливались на принятии услышанного, чтобы земля приносила плоды, то есть, чтобы наша жизнь стала живой и активной посредством услышанного. Ведь именно «по плодам узнаете их» (Мф 7:16).

  1. Слух Господа

Но слышит ли человека Бог? Священное Писание сообщает нам, что да – слышит: «Ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис. 59:1). И еще:

«Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня» (Псалмы 3:5).

«Господь слышит меня, когда я призываю Его» (Псалмы 4:4).

«Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу – и Он услышит меня» (Псалмы 76:2).

Слух Бога совершенен и настроен всегда на восприятие обращения к Нему. Он слышит нас везде и повсюду. Человек может обращаться к Нему в мыслях, может молиться в запертой комнате, может вопить во всеуслышание или кричать у всех на виду, — Бог слышит его везде и всегда. Но – нужно обращаться, нужно взывать! Тем, кто усомнится в этом, сказано:

«Неправда, что Бог не слышит, и Вседержитель не взирает». (Иов 35:13). Бог слышит и видит. Но, еще точнее, Он слушает, смотрит и отвечает.

«И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их в слух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их…» (1 Царств, 8:21-22).

Вот как об этом писал филолог и педагог Иван Соловьев: «Можно ли воздвигнуть храм Слуху? У него нет проявлений, очертаний, нет слов, но всем словам он дает тот последний смысл, ради которого они звучат» (Иван Соловьев «Мессианские речи». «Октябрь», 1998, 7, сс. 148-167»).

Этот «последний смысл» — спасение.

  1. Воззвание праведных

Для более глубокого понимания слуха Бога, важно рассмотреть момент с допросом, который утроили фарисеи прозревшему, исцеленному Христом. Фарисеи все время задают ему один и тот же вопрос о том, как именно Иисус его исцелил, но отказываются слышать его ответ. Тогда прозревший говорит им:

«Я уже сказал Вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать?» (Ин 9:27). Христос словно вкладывает эти слова в уста прозревшего. Это Слова Спасителя. Я уже здесь, Я пришел и возвещаю о Царстве Небесном, но вы не слышите! Почему же так происходит? Потому что фарисеи не хотят услышать. Истина их не интересует, она им неудобна. Они даже страшатся ее.

Наконец, прозревший говорит фарисеям о Слухе Божьем:

«… мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31).

Но праведных Бог слышит всегда:

«Взывают праведные, и Господь слышит» (Псалмы 33:18).

Праведная жизнь с Богом – нелегкий, но радостный путь к Спасению и вечной жизни. Праведное воззвание человека приближает его к Богу, нечестивое отдаляет, как и глухота к Гласу Его:

«Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притчи 15:29).

  1. Тайна общения

По плодам своей жизни человек узнает и об ответе Господа. И тогда он может сказать: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое» (Псалмы 114:1).

Дэн Разер однажды спросил Мать Терезу:

— Что Вы говорите Богу, когда молитесь?

Мать Тереза спокойно отвечала:

— Я слушаю.

Удивленный Разер попробовал задать вопрос по-другому:

— И что тогда говорит Бог?

Мать Тереза улыбнулась:

— Он слушает.

Умение слушать – тайна, великая тайна, но и великий дар. Дар этот нельзя принять и использовать без веры. Но, когда у человека есть вера, тайна раскрывается, и он начинает слышать так, как однажды это описала Мать Тереза. Когда я слушаю Бога, верю, что он слышит меня – тогда возможно общение с Богом. Оно непрерывно и не заканчивается никогда, так как заполняется природой Слова и Света, не перестающих быть.

Николай Сыров

Изображение: Pinterest

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz