1. Бог есть Слово и Свет

Бог создал все сущее «словом силы Своей». Его творение многократно называется «creation per verbum», то есть «творение словом» (Быт 1-3, 6, 9-11, 14, 20, 24, 26; Псалом 32:8, 148:5; Иер 10:12; Притчи 3:19, 8:27; Евреям 11:3).

Речь идет, конечно, о том же Слове, которое было у Бога и было Бог (Ин 11:1). Это то же самое Слово, которое стало плотью (Ин 1:14). Бог – это Слово. С другой стороны, Библия наполнена не только Словом, но и Светом, аллегорией Света — «Бог есть Свет» (1Ин 1:5). То есть Слово есть Свет. Господь творит Словом и Светом. Истина Христа озаряет весь мир – творение Отца.

«Христос – Свет народам», — так начинается важнейший документ Второго Ватиканского Собора – Догматическая Конституция «О Церкви», а Николай Кузанский пишет: «Бог, как сама абсолютная максимальность, есть свет» (Николай Кузанский «Об ученом незнании»).

В дальнейшем мы попытаемся увидеть и упрочнить связь Света и Истины, а также задаться вопросом – как «увидеть» и ощутить Бога? Отправной точкой нам послужит рассуждение Ансельма Кентерберийского: «Почему не ощущает Тебя, Господи Боже, душа моя, если нашла она Тебя? Или она не нашло Того, о Ком, однако, нашла, что он есть Свет и Истина? Как же уразумела она это иначе, нежели увидев свет и истину? Да и могла ли она вообще уразуметь о Тебе нечто, кроме как через Твой свет и через Твою истину (Пс. 42, 3)?» (Ансельм Кентерберийский «Прослогион»)

  1. Светильник

Как распространяется Свет? Христос, то есть Истина – это «светильник», позволяющий человеку зажечь свой огонь от Него, соединиться с Богом, познав и приняв Истину:

«Ты, Господи, светильник мой» (2Цар 22:29)

И еще:

«Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Псалом 17:29)

Отметим также, что текст Псалма прямо говорит «тьму мою», именно «мою», а не какую-то абстрактную объективную тьму. Мы еще вернемся к этому позже.

Итак, Господь транслирует свой Свет, проецирует Его на все творение, распространяя его повсюду и зажигая души людей:

«Светильник Господень – дух человека» (Притчи 20:27).

Как же происходит передача Света от Бога человеку? На этот вопрос отвечают Евангелия:

«Светильник для тела есть око» (Мф 6:22; Лк 11:34).

То есть мы должны «увидеть» свет, чтобы зажечь свой дух от «Светильника». Формула кажется простой, но все не так просто. Чтобы «увидеть» свет, нужно принять Крест. CSSML – такая аббревиатура указана на медальоне Святого Бенедикта. Это ни что иное, как срока молитвы Vade Retro Satana («Отойди от меня, Сатана»), которая гласит: «Crux Sancta Sit Mihi Lux» («Крест Святой пусть мне светит»).

  1. Очи господа (как видит Бог)

В Псалме 118 читаем: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105). Свет не просто есть, он активен тогда, когда человек Его использует. Кроме того, Свет разлит везде, по всему творению:

«На всяком месте очи Господни» (Притчи 15:3)

И еще:

«Ибо очи Мои на всех путях их» (Иер 16:17)

Что же это означает? Это означает, что, когда речь идет об «очах Бога» — подразумевается Божественное зрение Светом, то есть передача Истины и Слова. Когда Бог «видит» или «смотрит», Он «знает» и «освещает»:

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Псалом 32:13)

Господь «видит» (освещает) всех, даже зародыш: «Зародыш мой видели очи Твои» (Псалом 138:16).

  1. Земля видит Свет

Итак, Господь «видит» — значит «передает свет Истины». Теперь нужно перейти к принятию этого света человеком.

Точнее всего процесс передачи и принятия человеком Света описан в Псалме 96:

«Молнии Его освещают вселенную, земля видит и трепещет» (Псалом 96:4).

Во-первых, мы еще раз убеждаемся, что Бог освещает все свое творение – вселенную. Во-вторых, мы читаем о том, как человек принимает этот Свет в дар: а) с трепетом, б) «видением», «смотрением» — «Земля видит» говорится в Псалме.

Итак, именно «вИдение» Света и есть познание и принятие Истины в дар. «И видящий Меня, видит Пославшего меня», говорит Иисус (Ин 12:45). То есть – тот, кто принимает Свет Христа, его Слово, тот принимает Бога-Отца, ибо «откровение слов твоих просвещает» (Псалом 118:130).

Как же «видит» человек?

  1. Свет и Спасение

«Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33:28). Зрение уже не просто одно из пяти чувств, нет – «не насытится око зрением» (Еккл 1:8). Зрение – это способ принятия Света Христа:

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.» (Псалом 118:18)

«К Богу слезит око мое» (Иов 16:20)

«Око мое истомилось от горести» (Псалом 88)

«Иссохло от печали око мое» (Псалом 6:8; Псалом 30:10)

«…воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего!» (Псалом 4:7)

«Увидев» свет Господа, человек обретает новую жизнь в Истине. Эта жизнь посвящена и принадлежит Царству Божьему. Эта жизнь лишена смерти, так как она – жизнь вечная:

«И очи видящих не будут закрываемы» (Ис 32:3). Уже здесь пророк дает нам знание о будущем Креста, о Воскресении и жизни вечной. Так же говорится и в Псалмах:

«Просвети очи мои, да не усну я сном мертвым» (Псалом 12:4). Свет Господа возвещает жизнь вечную, свободную от сна мертвых. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5:14). Именно Свет Господа позволяет человеку спастись. Главное – избежать сна, то есть закрытых глаз – тьмы:

«Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес 5:6)

Не раз Библия напоминает нам в последующем, что именно свет связан напрямую со спасением и противостоит смерти:

«…ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.» (Пс.55:14)

Видеть – активная позиция христианина. «Смотреть – значит действовать, повинуясь воле к жизни» (Романо Гуардини «Господь», стр. 164). Более того, именно в этом процессе смотрения и проявляется истинная сила и присутствие Святого Духа. Ведь, как писал Ханс Урс фон Бальтазар, «Он не хочет быть зримым, Он хочет быть в нас зрячим оком». Дух Святой – «тот, через которого мы смотрим на Бога».

  1. Свобода воли и добровольная слепота

А теперь еще раз вернемся к Псалму 96 и Притчи 15:3: «молнии Его освещают вселенную» и «на всяком месте очи Господни». Это означает, что Свет разлился повсюду, то есть тьмы нет в принципе. «Ибо нет в Тебе Тьмы», пишет Ансельм Кентерберийский, — «но [душа] видит, что не может более видеть по причине собственной омраченности» (Ансельм Кентерберийский «Прослогион»). Тьма не существует. Свет – это имманентное качество мира, Его творения. Нельзя пройти мимо Света, так как он – везде. Так же нельзя не узнать Истину, ведь она разлита «на всяком месте» во вселенной.

С другой стороны, Господь даровал человеку свободную волю – единственный инструмент, которым он, в том числе, способен оградить себя от света и привести себя во тьму. Для этого человеку нужно закрыть глаза. Человек неспособен отрицать Свет, уничтожить его, прийти в место, где его нет. Но он всегда может закрыть глаза, чтобы не видеть свет, то есть добровольно ослепнуть, закрыться от Бога и Истины:

«И ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули» (Деяния 28:27).

Романо Гуардини так пишет об этом: «Так как они не хотят ничего видеть, предстающее их взору Божественное лишает их самого дара зрения – их зоркость сходит на нет, они слепнут» (Романо Гуардини «Господь», стр. 163).

Закрыть глаза, то есть – перестать видеть свет, сознательно от него отказаться означает совершить грех, поместить себя во тьму – обитель зла и грехов:

«И они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» (Соф 1:17)

И еще:

«слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2Цар 5:8).

Пророк Исаия называет целый народ слепым, «хотя у него есть глаза» (Ис 43:8), подразумевая, что он пребывает во тьме греха. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоанна 2:9-11).

Закрыть глаза – всегда сознательное решение человека. И хотя тьмы в мире нет, человек может создать ее сам, свою собственную тьму – «Бог мой просвещает тьму мою» (Псалом 17:29).

  1. Свет во тьме

Но Иисус приходит в мир, чтобы спасти и «слепых»: «пришел Я в мир. Чтобы невидящие видели» (Ин 9:39). Именно так и происходит. Христос Спаситель искупляет грехи всех людей, распространяя свой Свет повсюду:

«Господь отверзает очи слепым» (Псалом 145:8)

И

«Многим слепым даровал зрение» (Лука 7:21)

Грех, как и свободная воля, силен, и, хотя «свет пришел в мир», но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:19).

Но на счастье людей, даже пребывающих во тьме:

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:4-5) и «Во тьме восходит свет правым» (Псалом 111:4). Значит, даже слепец, пребывающий во тьме, способен различить Свет и принять Истину, чтобы спастись.

Сам Иоанн говорит о себе, что он «не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин 1:8). Апостол продолжает так:

«Был свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). «Всякого человека» просвещает Бог. Он предлагает спасение всем, то есть «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4).

Господь благ и «видит» каждого и всякого:
«бедный и лихоимец встречаются друг с другом, но свет глазам того и другого дает Господь» (Притчи 29:13).

Как писал Романо Гуардини: «Того, кто понимает, что [он слеп], и сознается в этом Господу, озаряет «Свет мира», высвобождая в нем силу духовного видения. Теперь он способен видеть Посланного Богом, новый порядок вещей… И то, что он видит, делает его еще более зрячим. Он постигает суть Царствия Божиего…» (Романо Гуардини «Господь», стр. 163).

  1. Передача света

Итак, Христос призывает даже тех, кто во тьме. Даже из тьмы Он зовет «в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9). К тем, кто открывает глаза и видит, Он обращается:

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф 5:8). Поступать, как чада света – значит передавать свет дальше от светильника к светильнику.

«Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк 13:33). Снова мы читаем «смотрите». В этом контексте имеется в виду именно функция передачи света, иное, библейское зрение – призвание всякого христианина. Ведь «Христос просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его» (Еф 1:15-19). «Просветил очи сердца вашего» — значит научил «видеть» в функции передачи света – Истины.

Именно с пришествием Христа свет проникает повсюду и везде. Но теперь он не просто разливается в творении, но проникает в сердца тьмы, зажигает светильники душ и запускает процесс передачи света от души к душе. Об этом и свидетельствует Он сам, обращаясь к нам в Нагорной проповеди:

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14-16).

Эта «свеча» — весть о Царствие Божьем. А как писал известный протестантский богослов, миссионер и культуролог Лесли Ньюбигин: «Царство Божье – не какое-то новое движение, к которому могут примкнуть желающие, требующее поддержки, которое может удаться или не удаться… Это весть о владычестве Бога… Это неотвратимая реальность, которая ставит всех перед необходимостью принять решение» (Лесли Ньюбигин «Раскрытие тайны: введение в теологию миссии», Нарния 2006, стр. 44-45).

Николай Сыров

Изображение: www.wikiart.org

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz