На страницах потускневших от времени рукописей можно найти упоминания о многом, что кажется чудесным, невозможным и необъяснимым. Здесь речь пойдёт о как раз о таком персонаже, наиболее упоминаемом авторами Средневековья. Это самый известный образ фантастического животного в мире, переживший многочисленные трансформации за время своего легендарного существования.

Единорога впервые упоминает греческий историк Ктесий (историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.). Он описал животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова тёмно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда».

Плиний прибавляет другие подробности: «В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять». (Гай Плиний Секунд древнеримский писатель-эрудит, автор крупнейшей энциклопедии «Естественная история». 23 г.по 79 г. от Рождества Христова)

Миниатюра: Единорог среди животных на Ноевом ковчеге. A unicorn is among the animals on Noah’s ark (despite what Shel Silverstein wrote), De Civitate Dei (BNF Fr. 28, fol. 66v), 3rd quarter of the 15th century

Вера в мифических существ оставалась чрезвычайно стойкой на протяжении всего Средневековья, поскольку велико было уважение к мудрости древних. Однако с точки зрения христианства, эти животные представляли собой загадку.

Не мешает напомнить, что образ мира и все живые существа, независимо от их происхождения и среды обитания, находились в символической иерархии, где их место определялось степенью близости к Богу. Ведь мир — это творение Господа, где невозможны ошибки, где всё на своих местах, где даже существа чудовищные имели место быть. Например, Бернар Клервоский полагал, что Божье творение настолько велико и продуманно, что человеческий ум просто не способен вместить это (Бернард Клервоский -французский средневековый богослов, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво, 1090-1153 г., Клерво,Франция).

Миниатюра: Библия 14 века. A unicorn as a marginal illustration in a Bible historiale (BNF Fr. 160, fol. 66), 1st quarter of the 14th century

Средневековым теологам не требовалось усилий, дабы объяснить происхождение и вписать в христианскую концепцию выходца из Античности — единорога. Ведь и он сам и его рог не раз упоминались на страницах Библии:

А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем (Пс 91, 11).

Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него (Чис  23, 22).

Хвала верному и всемогущему Богу, Ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш (Пс 88, 18).

И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк 1, 69).

Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? (Иов 39, 9-12)

Миниатюра: Единорог с бороной. Unicorn with a harrow, Bible moralisée (Bodl. 270b, fol. 223v), middle of the 13th century

Наличие единственного рога как бы говорило само за себя: Отец и Сын единосущны. Рог — олицетворение духовной власти и благородства. Рог был воплощением силы божественного единства. Его белый окрас символизирует чистоту, к которой нужно стремиться. Единорог стал образом Спасителя; Он становится рогом избавления, воплотившимся от Непорочной Девы, пойманным с помощью коварства, безвинно страдавшим и убиенным.

В бестиариях Иисус Христос именовался «единорогом духовным», который «снизошел в утробу Девы».

Вообще, символическое мышление Средневековья — это не говорить напрямую, а дать подсказку. Почувствовать в те времена было куда важней, чем понять досконально.

Миниатюра: Единорог славит Папу Гонория IV. «Пророческие видения Пап Римских». Англия 1300 г.

Фрагмент поэмы «О единороге», выдержка из «Божественного бестиария» (Франция):

Это животное диковинное,
У коего один только рог на голове,
Это Спаситель наш, Иисус Христос.
Он и есть единорог небесный,
Что живет в лоне Святой Девы;
И столь достоин почитания;
В ней обрел он вид человеческий
И появился в мире нашем пред людьми;
И народ его не узнал его.
И даже наоборот, евреи выследили его
И схватили и связали;
И привели его к Пилату,
А там уже и к смерти приговорили.

(Автор: Гийом Клирик, около 1210–1211 г., Нормандия)

Единорог из Английского бестиария первой половины 13 века Bestiary. English 13th century

Но весь этот возвышенный символизм не мешал относиться к этому животному, так сказать, потребительски. Большая часть миниатюр того времени наглядно демонстрирует, что на него охотились и убивали. Всё дело в его роге: он казался мощным средством против той опасности, которая тревожила всех людей того времени. Считалось, что рог — мощнейшее противоядие, он может исцелить и предохранить от любого яда. Из рогов животный делали чаши, которые продавались как единорожьи, из которых можно было пить без малейшего риска отравления.

Вообще, единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Считалось, что он был небольшим животным (немногим больше козлёнка) с приятным обликом, с рогом в средине лба, небольшой бородкой, необычайно подвижным, так что ни один охотник не был способен поймать его. Лишь непорочной деве было по силам приручить единорога.

Миниатюра: Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария 13 века

Заманивали его по следующей схеме. Поскольку единорог — символ целомудрия, все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева. Ее отводят к месту, где обитает единорог, и оставляют одну в лесу. Первоначально там изображалась Дева Мария, он клал голову ей на колени. А потом стали считать, что единорог вспрыгивает на грудь и прижимается головой к любой девственнице. Он поклоняется её чистоте и устоять не может. На коленях девы единорог становится смирным. Невинность девушки – непременное условие для того, чтобы охота была удачной.

Средневековые книги богаты на такие изображения:

Миниатюра: Несчастный единорог и дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Из Английского бестиария XIII века

Миниатюра: Злобный вьюнош пронзает копьём единорога. Англия, средина XIII века

Существовали расхождения в том, как должна выглядеть дева, служащая приманкой. В одних произведениях она изображалась одетой, в иных с обнажённой грудью, а в третьих она полностью обнажена.

Миниатюра: Rothschild Canticles, Flanders 14th century. Beinecke Rare Book and Manuscript Library, MS 404, fol. 51r

Миниатюра: Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтырь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.

Миниатюра: дева, грозящая пальцем охотнику. Англия, 13 век. Bestiary. English 13th century, end Folio or page no.: fol. 018v

Инна Колеватых

По материалам:

«Герои и чудеса Средних веков», Жак Ле Гофф
«Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире», Теренс Уайт
«Символическая история европейского средневековья», Мишель Пастуро

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о