Катехеза 25. Этическое и антропологическое содержание заповеди «не прелюбодействуй»

1. Вспомним слова Нагорной проповеди, к которым мы обращались в текущем цикле наших размышлений: «Вы слышали, – говорит Господь, – что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:27-28).

Человек, на которого ссылается Иисус, это как раз «исторический» человек, тот, чье «начало» и «теологическую предысторию» мы нашли в предыдущем цикле размышлений.

Это непосредственно тот, кто слышит собственными ушами Нагорную проповедь. Но вместе с тем это также любой другой человек, как в огромном плане прошлого, так и в равно обширном плане будущего. К этому «будущему», по отношению к Нагорной проповеди, относится и наше настоящее, наша современность.

В некотором смысле этот человек – «всякий» человек, «каждый» из нас. Как человек из прошлого, так и человек будущего может быть тем, кто знает точную заповедь «не прелюбодействуй», содержащуюся в «законе» (см. Рим 2:22-23), но он может быть так же и тем, кто согласно посланию Римлянам имеет эту заповедь «написанной в сердце» (Рим 2:15).

Таким образом, содержание наших размышлений сместилось бы в область «естественного закона». Слова, процитированные из послания Римлянам (2:15), всегда предусматривались в Откровении, которое является подтверждением существования естественного закона. Так понятие естественного закона также приобретает теологический смысл.

См., среди прочего, D.Composta, «Teologia del diritto naturale», «Status quaestionis», Brescia 1972; J.Fuchs, s.j., «Lex naturae Zur Theologie des Naturrechts», Düsseldorf 1955, сс. 22-30; E.Hamel, s.j., «Loi naturelle et loi du Christ», Bruges-Paris 1965, Desclée de Brouwer, с. 18; A.Sacchi, «La legge naturale nella Bibbia», в «La legge naturale. Le relazioni del convegno dei teologi moralisti dell’Italia settentrionale» (11-13 settembre 1969), Bologna 1970; F.Böckle, «La legge naturale e la legge cristiana», в «La legge naturale nella Bibbia», в «La legge naturale. Le relazioni del convegno dei teologi moralisti dell’Italia settentrionale» (11-13 settembre 1969), Bologna 1970; A.Feuillet, «Le fondement de la morale ancienne et chrétienne d’après l’Epître aux Romains», in «Revue Thomiste» 78 [1970] 357-386; T.Herr, «Naturrecht aus der kritischen Sicht des Neuen Testaments», München 1976, Schöningh, сс. 155-164.

В свете прежних размышлений, это человек, который с «начала» приобрел определенное понимание значения тела, еще до того, как переступил «порог» своего исторического опыта, в самом таинстве сотворения, поскольку появился из него как «мужчина и женщина» (Быт 1:27). Это исторический человек, который в «начале» своей земной истории оказался «в» ситуации познании добра и зла, разорвав связь со своим Создателем. Это человек-мужчина, который «познал жену свою» и она «зачала и родила» (см Быт 4:1-2) согласно замыслу Творца, предполагающему изначальную невинность (см Быт 1:28; 2:24).

2. В Нагорной проповеди Христос главным образом обращается со словами стихов от Матфея 5:27-28 именно к этому человеку. Он обращается к человеку в определенный момент истории и вместе с тем ко всем людям, принадлежащим к той же человеческой истории. Как мы уже установили, Он обращается к «внутреннему» человеку. Слова Христа несут явное антропологическое содержание; они касаются тех вечных смыслов, посредством которых определяется «адекватная» антропология. В то же время эти слова через их этическое содержание утверждают такую антропологию и, так сказать, требуют, чтобы человек обрел свой полный образ.

Человек, который является «плотью» и который, как мужчина, остается в отношениях со своим полом и телом, с женщиной (на что, действительно, указывает выражение «не прелюбодействуй»), в свете этих слов Христа должен разобраться со своим духовным миром, со своим «сердцем» («Типичная древнееврейская традиция, отраженная в Новом завете, предполагает понимание человека как единство мысли, воли и чувства… Она описывает человека как нечто целое, рассмотренное с позиции его преднамеренности; сердце, как центр человека, понимается как источник воли, эмоций, мыслей и чувств. Это традиционное иудейское понимание было соотнесено Павлом с эллинистическими категориями, такими, как «ум», «отношение», «идеи» и «желания». Подобное согласование иудейских и эллинистических категорий мы находим в Флп 1:7; 4:7; Рим 1:21-24, где «сердце» понимается как центр, из которого исходят все эти проявления» (R.Jewett, «Paul’s Anthropologycal Terms. A Study of their Use in Conflict Settings», Leiden 1971, Brill, p. 448).

«Сердце – сокровенный внутренний центр и корень человека и вместе с тем его мира…, непостижимое основание и жизненная сила всего экзинстенциального опыта и принятия решений» (H.Schlier, «Das Menschenhertz nach dem Apostel Paulus», в «Lebendiges Zeugnis», 1965, с. 123). (см. также F.Baumgärtel-G.Behm, «Kardía», в «Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament», II, Stuttgart 1933, Kolhammer, pp. 609-616).

Сердце – измерение человеческой природы, с которым напрямую связано значение человеческого тела и порядок этого значения. Речь здесь идет как о том значении, которое в предыдущих размышлениях мы назвали «брачным», так и о том, которому мы дали определение «воспроизводительного». О каком же порядке идет речь?

3. Эта часть наших размышлений должна дать ответ как раз на этот вопрос. Ответ, который достигает не только этических соображений, но также и антропологических; в действительности, они остаются взаимосвязанными. Теперь мы предварительно должны установить смысл текста Мф 5:27-28, значение использованных в нем выражений и их взаимосвязь. Прелюбодеяние, о котором прямо говорится в процитированной заповеди, означает нарушение союза, в котором мужчина и женщина только как супруги могут соединиться так, что станут «одной плотью» (Быт 2:24). Мужчина прелюбодействует, если он таким образом соединяется с женщиной, которая не является его женой. Также и женщина прелюбодействует, если так соединяется с мужчиной, который не является ее мужем.

Из этого необходимо сделать вывод, что «прелюбодеяние в сердце», совершаемое мужчиной, когда он «смотрит на женщину с вожделением», означает совершенно определенный внутренний (духовный) акт. Речь идет о вожделении, которое в таком случае является прямым, мужчина испытывает его по отношению к женщине, которая не является его женой, с целью соединиться с ней так, как будто она ей является. Т.е., вновь используя слова стиха Бытия 2:24, так, что «будут двое одна плоть». Подобное вожделение как духовный акт выражается через зрение, т.е. через взгляд, как в случае с Давидом и Вирсавией, примером чему нам служит библейский отрывок (см. 2Цар 11:2. Возможно, это самый известный отрывок, но в Библии можно найти и другие похожие примеры. См. Быт 34:2; Суд 14:1; 16:1). Отношения, построенные на вожделении из-за взгляда, особым образом отмечаются в речи Христа.

4. Эти слова не проясняют, является ли женщина, объект вожделения, чужой женой, или же она просто не является женой мужчины, который на нее так смотрит. Она может быть чужой женой, или даже незамужней. Об этом можно просто догадаться, основываясь на выражении, которое как раз дает прелюбодеянию определение того, что мужчина совершил «в сердце своем» посредством взгляда. Из этого нужно сделать правильный вывод, что такой взгляд с вожделением, обращенный к собственной жене, не является прелюбодеянием «в сердце» как раз потому, что в духовном акте мужчины, касающемся женщины, которая является его женой, не может быть обнаружено прелюбодеяние.

Если супружеский акт, как внешнее действие, в котором «двое становятся одной плотью», дозволен в отношениях мужчины и женщины, являющейся его женой, он аналогично соответствует этике духовного акта в тех же отношениях.

5. Тем не менее, это вожделение, о котором говорится «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением», имеет свою библейское и теологическое значение, которые мы не можем не прояснить. Даже если это значение не обнаруживается напрямую в этом единственном конкретном высказывании (Мф 5:27-28), оно все же тесно связано с общим контекстом, связанным с откровением о теле. К этому контексту мы должны вновь обратиться, чтобы призыв Христа «к сердцу», к духовному человеку, вновь прозвучал во всей полноте истины. Процитированное пояснение к Нагорной проповеди (Мф 5:27-28) имеет, по сути, характер указания. Т.к. Христос прямо обращается к мужчине как к тому, кто «смотрит на женщину с вожделением», не означает, что Его слова в их этическом значении не относятся также и к женщине. Христос выражается таким образом, чтобы проиллюстрировать на конкретном примере как нужно понимать «исполнение закона» согласно значению, которое вложил в него Бог-законодатель; а кроме того, как нужно понимать «изобилие справедливости» в человеке, который соблюдает шестую заповедь декалога.

Говоря таким образом, Христос хочет, чтобы мы не останавливались на самом примере, но также поняли этический и антропологический смысл положения во всей его полноте. Если он имеет характер указания, это означает, что руководствуясь им, мы можем достичь понимания общей истины об «историческом» человеке, действительной и для теологии тела. Следующие этапы наших размышлений будут иметь целью приближение к пониманию этой истины.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова

Фото: www.flickriver.com

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] Во время наших последних размышлений мы сказали, что слова Христа в Нагорной […]