Навечерие Пасхи в святую Ночь. Литургия Слова

Самая продолжительная в году Литургия Слова начинается призывом предстоятеля:

«Возлюбленные братья и сестры, торжественно начав Пасхальное бдение, благоговейно выслушаем Слово Божие. Будем размышлять о том, как Бог в минувшие времена спасал народ Свой, и, когда пришла полнота времен, послал нам Сына своего как Искупителя. Помолимся, чтобы Бог наш совершил в нас дело пасхального спасения и привел к полноте искупления».

Девять чтений – семь из Ветхого Завета, эпистола и Евангелие – ведут общину верных через всю историю мироздания к кульминации истории творения – Воскресению Христа. Это уникальное время для того, чтобы благодарить Господа за щедрость, с которой Он делится с людьми Своим знанием о собственном замысле истории мира, знанием, которым Он обладает извечно, а нам открывает в Сыне. Сотни и сотни лет пути –  пути обретений и потерь, обещаний и веры, блужданий во тьме и пророческих прозрений – протекают перед нами в течение получаса. Саму возможность смотреть на необозримое полотно истории в целости, с точки зрения Бога дает только соединение с Его Сыном. То, что на протяжение пути казалось разрозненным, непонятным и бессмысленным, в свете Сына становится упорядоченным, ясным и наполненным Божией любовью.

Литургия слова навечерия Пасхи – это не только описание пути. В ней отчетливо виден протянувшийся через времена диалог между Богом и творением (чтение – обращение Творца, псалом – ответ народа).  Кроме того, молитва, произносимая  после каждого чтения, объясняет, как данное слово и обетование Бога исполняется сегодня во Христе.

Первое чтение – Быт. 1:1 – 2:2 повествует о сотворении мира; на это чтение община отвечает псалмом 103: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием».

В завершении произносится молитва:

«Всемогущий вечный Боже, Ты велик во всех Своих деяниях. Даруй людям, Тобою искупленным, разумение того, что заклание Христа – Пасхи нашей в конце времен не менее величественно, чем сотворение мира в начале».

Альфа и Омега, начертанные на пасхальной свече. Слово, творившее мир, искупает творение и возвращает к Себе.

Второе чтение – Быт. 22:1-18 – рассказ о жертве Авраама; ответом на него служат строки из псалма 15: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю …Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой».

Завершающая молитва – это благодарность за исполнение обещания, данного Аврааму сейчас, во Христе, а также благодарность за благодать каждого жизненного призвания.

«Боже, Отче всех верных, даруя благодать усыновления, Ты по всей земле умножаешь детей своего обетования. Пасхальной Тайной Ты исполняешь обетование, данное слуге Твоему Аврааму сделать его отцом всех народов. Помоги народу Твоему достойно принять благодать Твоего призвания».

Третье чтение – Исх. 14:15 – 15:1 – повествование о переходе иудеев через Красное море. После этого фрагмента не произносится «Слово Божие», т.к. ответный псалом – собственно не псалом, а песнь, которую радостно запели сыны Израилевы, выкарабкавшись на противоположный берег, их прямая речь: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением» (Исх. 15:1-6, 17-18)

Молитва после этого чтения звучит так:

«Боже, и в наше время мы созерцаем сияние древних чудес Твоих; как, явив силу десницы Твоей, Ты избавил один народ от преследования фараона, так и все народы Ты спасаешь водами возрождения. Сподобь всех людей стать сынами Авраама и обрести достоинство народа избранного».

Об этом фрагменте можно будет вспомнить еще неоднократно во время пасхальной вигилии, но особенным образом он связан с обрядом освящения воды. Воды Красного моря, символ смерти, служат прообразом вод крещения, несущих жизнь. (Ну и разумеется, это чтение учит никогда не забывать о благодарности Богу, даже если Вы еще не усели перевести дух, удирая от страшной опасности))).

После чтений из исторических книг Ветхого Завета следуют чтения из книг пророческих, собственно история – описание того, что уже произошло, уступает место ожиданию и предчувствию того, чему только предстоит случиться.

Четвертое чтение – Ис. 54:5-14 – пророчество о Новом Иерусалиме, а еще – один из самых эмоциональных библейских текстов о любви и Любви. О неверности и примирении, о стыде и разрыве, о ревности и гневе, и о великом прощении. Чем может ответить на этот текст та, к кому обращены слова пророка – неверная жена, народ Божий? Только  словами псалма 29: «Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня. Господи, Ты вывел из ада душу мою и оживил меня,  чтобы я не сошел  могилу».

Заключительная молитва просит:

«Всемогущий вечный Боже, ради имени твоего подтверди клятву, данную праотцам по вере их… дабы Церковь видела, как исполняются надежды древних праведников».

Обетование, данное праотцам – это действительно великий дар в ситуациях, когда ты сам, или твоя община, или твоя Церковь вдруг очевидным образом оказываются той самой недостойной женой юности. Ради веры Авраама, Исаака и Иакова, помилуй нас, Господи.

Пятое чтение снова берется из пророка Исайи: Ис. 55:1-11: это обещание спасения для всех людей, пронизанное подлинно евангельской радостью. Ответный псалом, а точнее, снова фрагмент из Исайи – Ис. 12:2-6: «И будет в последние дни: гора дома Господня будет поставлена во главу гор .. и потекут к ней все народы».

Очень часто ветхозаветных пророков мы воспринимаем либо как грозных обличителей и судей, говоривших (и говорящих) нелицеприятную правду о своих современниках (и о нас сами), либо как провозвестников Сына Божия. Но есть и еще важный момент служения пророков: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш». Дух Утешитель, говорящий через пророков, укрепляет и поддерживает народ в его странствии ко Христу.

Об укреплении и помощи просит и завершающая молитва:

«Всемогущий вечный Боже… Ты через пророков возвестил тайну нынешних времен. Укрепи намерения преданного Тебе народа, ибо только по Твоему вдохновению возрастает всякая добродетель»

Шестое чтение взято из книги Варуха Вар. 3:9-15,32 – 4:4 – говорит о Боге как источнике премудрости, ответный псалом  – Пс. 41 – о жажде Бога: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!»

Ожидание не только нового неба и новой земли, но и новых вод, таких, которые позволят не жаждать вовек.

Молитва после чтения просит о Церкви, дающей верным живую воду Таинств: «Боже, призывая народы, Ты постоянно умножаешь Церковь. По милости Твоей неустанно храни тех, кого Ты омыл водами крещения».

Седьмое чтение берется из пророка Иезекииля, которому тоже есть что сказать о неверности жен, но… во время вигилии главный акцент делается на обетовании нового сердца и нового духа (Иез. 36:16-28), а ответные стихи взяты из псалмов 41 и 42.

«Да увидит и познает весь мир, что все падшее восстает, ветхое обновляется, и се творение исцеляется через Самого Христа,  Который есть начало всего и который живет и царствует во веки веков».

По окончании молитвы после седьмого чтения в храме зажигаются все светильники и свеч на алтаре, звонят все колокола и звонки, а священник начинает гимн «Слава в вышних Богу»: наступает время Нового Завета!

Эпистола вигилии, восьмое по счету чтение –  Рим. 6:3-11: слова апостола о смерти для греха и жизни во Христе Иисусе – провозглашение победы над смертью. Псалом 117 продолжает ликование: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни!»

Перед евангелием первые после Великого Поста торжественно поется «Аллилуйя!» – древний возглас радости от встречи с Господом.

Евангелие от Матфея – Мф. 28:1-10 окончательно рассеивает сумрак ночи ожидания и переносит нас в утро воскресения, тишину и свежесть кладбищенского сада, где если кто и погребен навсегда – так это смерть, а Иисус – жив, нужно только пойти и увидеть!

Анастасия Паламарчук

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии