Вопрос: Бог не заповедал безбрачия. Католическая Церковь постановила и придерживается этой традиции. Возможно ли внесение изменений, чтобы каждый выбирал по своим силам?

Ответ:

Каждый человек свободен вступать в брак, и в этом смысле не существует никаких постановлений Церкви. Если же речь идет о безбрачии священников, то это древнейшая реальность. Историки Церкви согласны в том, что обязательный целибат или по меньшей мере воздержание было установлено канонически начиная с 4 века.

Но важно отметить, что законодатели 4 и 5 столетий ссылались на апостольскую традицию. Например, третье правило Карфагенского собора гласит, что епископы, пресвитеры и диаконы должны «хранить целомудрие и воздерживаться от жен», «дабы от апостолов переданное и от самой древности содержимое и мы подобно соблюдали».

Богословские обоснования целибата можно свести к следующим рассуждениям: Таинство Священства ставит на рукополагаемого печать, преображающую священника, уподобляющую его Христу и вовлекающую его в особые взаимоотношения со Христом. Священник находится в полном распоряжении у Христа, принадлежит Ему. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были», читаем в Евангелии от Марка. Если учесть, какое место занимает священство в Церкви, становится ясно, почему священник, который представляет Иисуса Христа, отдавшего Себя полностью Отцу и Церкви, должен во всем уподобиться Ему, а это значит, что он должен уподобиться Христу и безбрачием. Кроме того, священник живет для Церкви, принося себя в живую жертву Богу за свою паству. Священник, проповедующий Евангелие, призван также в первом лице реализовывать самые радикальные евангельские заповеди. Священник не вправе призывать других оставить все и следовать за бедным, целомудренным и послушным Христом, если сам он так не живет и не дает свидетельство этому радикализму.

Есть и иные обоснования: не в последнюю очередь это требование быть в полном распоряжении у братьев, иметь большую свободу действий и полностью отдавать себя служению Богу. Святой Павел пишет: «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор 7,32).

Безусловно, внесение изменений возможно. Поскольку священство по своей сущности не связано неразрывно с безбрачием, подобное предписание может быть и отменено. Папа Бенедикт XVI уже внес изменения посредством апостольской конституции «Anglicanorum coetibus» в 2009 году. Согласно этому документу, англиканским епископам и священникам, состоящим в браке и присоединившимся к Католической Церкви, разрешается быть рукоположенными. Собственно, то же самое практикуется и в восточных обрядах Католической Церкви.

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана

Фото: www.tektonministries.org

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz