Письмо 1 (LI)

Ломбардия, 1222 г.

(Диана получила это письмо, правдоподобно, вернувшись из монастыря в Розанно, где она скрывалась от своей семьи).

Дочери – в достоинстве Отца, сестре – в Иисусе-сыне, возлюбленной – в любви Духа Святого, спутнице – в том же самом призвании, Госпоже Диане, Иордан, слуга ничего не стоящий Ордена Проповедников, шлет приветствие и пожелание скорейшего освобождения от временных забот и вкушения будущих радостей.

Письма, которые ты выслала мне, родились в пламенной жажде, поэтому позволь, что и я напишу тебе несколько слов о жажде небес. Сладчайшая дочерь, жажда патриархов призывала твоего Жениха, Христа, Сына Божьего, чтобы Он сошел в их нищету. И Он сошел. Почему же Он, привлеченный твоею жаждой, не мог бы сойти в обитель наслаждения, коим является твоя душа? Каждое твое желание обрати к небу, ибо те, кто не хочет скатиться в преисподнюю, должны ухватиться за небо. Если кто-либо живет на открытом пространстве, находится в опасности, ибо постоянно ему угрожают новые атаки неприятелей. Тот же, кто обитает в укрепленном замке или в оборонной крепости, не чувствует тревогу. Поэтому ты, дражайшая, не разбивай свой лагерь на равнине, но как Давид, искавший укрытие от гнева Саула, схоронись в небесной крепости. Путь туда укажет тебе твоя собственная жажда.

Правдоподобно ты не знаешь немецкий язык, ибо никогда не бывала в тех местах. Однако на этом свете слова нужны только тогда, когда мы говорим о временном. Тот, кто принадлежит миру сему, говорит на его языке (Ин 3,31). Ты же, дорогая, если жаждешь выучить небесный язык, то силою жажды обитай в небесах. Из уст проповедника, как бы из открытой книги, познавай духовное и знай, что тот, кто никогда не пребывал в духовной сфере, понять это учение не сможет.

Ты прекрасно знаешь, что в человеке соединяются два элемента: душа и тело. Тело, как видишь, неустанно беспокоится о том, чтоб не умереть с голода. Но душа является чем-то большим чем тело, поэтому не позволяй ей закрыться в теле, но как можно чаще высылай её в духовную страну, что бы там искала пищу, которую не найдет на земле и получают которую, если так можно сказать, не за деньги, а за благочестивую жажду. Существует ли несчастный, который бы умирал от голода, имея такую пищу, которую достаточно только пожелать, чтоб её получить? Поэтому говори вместе с пророком: Очи мои всегда обращены на Господа, как очи бедняка, просящего подаяние, на могущественного богача (ср. Пс 123,2). Тут на земле пчелы собирают мед, заботясь о своем будущем. Подобно и душе твоей может грозить смерть, если она не будет питаться медом небесным. Я познал это небесное питание и знаю, какое оно нежное: оно не переносит того, чтоб его смешивали со всякой там грубой снедью. А поэтому, дорогая, выпусти свой дух на полные цветов и невянущие луга небес, чтобы он мог обитать там, где находится свойственное ему питание. Следи также, чтоб собирая, он не съел всего сразу, но чтоб собирал немного в улье твоего сердца. Таким образом, если когда-нибудь ослабнет твоя жажда, ты сможешь быстро найти его внутри самой себя и снова им наслаждаться. А когда уже будешь смаковать его сладость, не забудь о бедном авторе этого письма.

* * *

Письмо 2 (XVII)

Ломбардия, после 29 июня 1223 г.

Диане – возлюбленной во Христе сестре, рожденной тем самым духовным отцом; Диане – дражайшей дочери своей, которую храню исключительно для себя, брат Иордан, слуга ничего не стоящий Ордена Проповедников, шлет приветствие и пожелание утешения в Духе Святом.

Вот ради любви Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Жениха ты оставила царство мира сего и всяческие земные почести, а избрала и приняла Его бедность. Поэтому ты вселишься в Его дворы и насытишься благами Его дома (Пс 65,4). Но что я говорю? Разве ты приняла бедность? Ведь нет! – скорее ее отбросила, а выбрала великолепие.

Бедность ради Христа – добровольная. Это убожество духа, благодаря которому, если только его обретешь, Царствие Небесное не только будет принадлежать, а скорее уже тебе принадлежит, поскольку твой Жених сказал: Блаженны убогие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5,3). Если кто-либо избрал бедность ради Христа, богатства мира сего для него – ничто. И разве не является наибольшим сокровищем Тот, пред которым все иное следует признать мусором? Ты не бедна, ибо изобилуешь славой и богатством Его дома, который имеешь в Царстве Небесном. Ты не нищенка, а царица, поскольку принадлежит тебе Царство.

Поэтому стань одесную твоего Супруга, облаченная в золотое платье (Пс 45,9) истинной любви; платье чистое, переливающееся рубиновым сиянием Его пламенных чувств. Где же ты, однако, возьмешь золото, чтоб украсить свое одеяние? Ищи его в земле Хавила (Быт 2,11), что значит в Земле Скорби. Сам Христос говорит: Придите и посмотрите, есть ли скорбь большая, чем моя скорбь (Плач 1,12). Там ты добудешь золото, а руда в той земле – чистейшей пробы. Именно там Христос оказал нам наибольшую любовь, ибо нет большей любви, чем положить жизнь за друзей своих (Ин 15,13). Кажется, что своею смертью он говорит нам: «Вот наибольшая любовь, вот чистейшее золото». В этой стране бьют источники: пронзили руки и ноги мои (Пс 22,16). И хотя это другие трудились над тем, чтоб их открыть, однако это ты можешь воспользоваться их работой, чтобы как лучшая подруга, как голубица укрыться в ущелье скалы (Песнь 2,14). А скала – это Христос (1Кор 10,4). Здесь обретешь изобилие золота и полноту любви. А когда обретешь, то разве не соберешь и не сохранишь бережно то, что обрела? Потоки, истекающие из источников, то есть из ран Спасителя, несут в себе так много пурпурной руды, что даже их воды превращаются в золото.

И если ты станешь одесную Христа, то изольется на тебя золотоносный ручей, истекающий из Его бока. Подойди, приблизься еще плотнее, так чтоб ты могла полностью искупаться в нем, а твое убранство стало бы красным, как только что выжатое вино. Именно там находятся святые, которые со всей Церковью – их Царицей и Матерью – обмыли свои одежды в крови Агнца (Откр 22,14). К этому месту обрати свои мысли, свои труды и старания. Там найдешь золото арабов (ср. Пс 72,15), то есть смиренных, там дадут тебе черпать из сокровищницы Аравии, то есть смирения. Ибо только смиренные могут их найти, извлечь и сохранить; только смиренные способны преодолеть крутые и глубокие потоки. Стань же в своих очах малой и смиренной, ибо Бог дает понимание малым, и благодать смиренным. Пусть Он сам уделит тебе благодати познания и укажет путь, по которому ты должна следовать. Пусть внимательно тебя оберегает; Его очи постоянно взирают на убогого. Так вот и я советую тебе бедность, любовь и смирение, чтоб этими тремя путями ты достигла истинных богатств, изобилия и славы, при поддержке сильного помощника – Господа нашего Иисуса Христа, блаженного во веки веков. Аминь.

Получил я известие от приора из Монпелье, что вскоре прибудут к вам возлюбленные и отважные сестры из Пруя. Приветствуй их очень сердечно, также и других сестер, поделись также моими письмами со всеми, так как будто бы я пишу каждой из них. Будь здрава во Христе Иисусе. Молись за меня набожно.

* * *

Письмо 3 (XVIII)

Ломбардия, лето 1223 г.

Возлюбленным во Христе дочерям, сестрам у Святой Агнессы в Болонье, брат Иордан, слуга ничего не стоящий Ордена Проповедников, желает вечного спасения: чтоб вы догнали Агнца, за которым следуете.

Дорогие дочери! Это правда, что вы поспешаете за благоуханием елеев Вашего Жениха, следите, однако, осмотрительно ли вы бежите. Бежите так, чтоб получить награду (1Кор 9,24), это значит, чтобы ни одна из вас не оказалась в беге медлительной и ленивой, и также, чтоб ни одна из вас, слишком поспешая, не вывихнула ногу или не устала в начатом пути. Тропа, ведущая в жизнь – узка и извилиста, поэтому следует ступать по ней очень осторожно, не сходя ни направо по какому-либо пренебрежению, ни налево из-за чрезмерного умерщвления. Однако из этих двух крайностей намного больше я опасаюсь второй: чтоб вы не мучили неразумно ваши тела, и падая таким образом, не сошли с пути Господнего, который ведет к населенному городу (Пс 107,7), к городу Господа Саваофа.

Основания этого города возносятся на святых горах или скорее на святой горе Господней, на горе, которую укрепила Его десница (Пс 87,2), то есть на Его Сыне. Он восседает одесную Отца и на Нем покоятся основания этого города, и Всевышний сам его укрепляет (Пс 87,5). О град небесный, скиния прибежища, отчизна всего, что прекрасно, где люд тихий и спокойный, где жители не знают, что такое нужда! Славное возвещается о тебе, град Божий! (Пс 87,3) Ведет туда путь очень опасный, но когда-нибудь будет нам дано дойти до счастливого Иерусалима, устроенного как город (Пс 122,3). Там не достигнет нас никакая опасность, не будет угрожать нам падение, но пребывать будет там вечное облегчение, спокойствие и безопасность. Там уже ныне раздается глас Духа, который возглашает святым жителям этого города, чтоб отдохнули после трудов своих. Между тем, как долго продолжается наша временная борьба, мы должны идти спокойно, а не торопились так, как бы нас погоняли, пока не достигнем цель, ведомые Иисусом Христом, нашим Господом, который блажен превыше всего во веки. Аминь.

Дражайшие! Если какая-либо неудача или забота станет на вашем пути, переносите это с равновесием и спокойствием, за все страдания, ожидая большей славы, за боль, ожидая радость, за слезы – вечное утешение.

Будьте здравы. Молитесь за меня, так как и я в моих молитвах прошу о вас Отца милосердия и Господа всякого утешения (2Кор 1,3): пусть возбудит сердца Ваши, чтоб вы чтили Его и исполняли Его волю.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с духом твоим. Аминь.

Источник: dominicanes-ua.blogspot.ru

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

* * *

Cкачать в PDF все 50 писем: Письма блаженного Иордана Саксонского к блаженной Диане д’Андало

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о