Иисус являет Свою Славу

Что именно увидели ученики в момент Преображения, когда «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17: 2)? В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки Иисус приводит трех Своих учеников на гору, где преображается перед ними: они увидели славу Божью, Божественность Христа, которая была скрыта за смиренным видом преследуемого человека. Я верю, что ученики записали историю Преображения, потому что это событие показало, что лицо Иисуса Христа  это лицо Бога.

Слава Божья, раскрытая в Ветхом и Новом Завете

Св. Иоанн Евангелист пишет в своем Евангелии, что «Слово было Бог» и «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:1,14). Пророк Иезекииль сотни лет назад описал драматическое видение «явления подобия славы Господа», где было «сияние вокруг» того, кто был «как бы подобие человека» (Иезекииль 1:26-28). Слава Божья и Его явление для еврейского народа часто ассоциируются со светом, огнем и облаком в Ветхом Завете (см. Исход 13:1, 24:17, 40:35, Чис. 16:42, Втор. 5: 24). Так и в Преображении лицо Иисуса сияет, как солнце, Его одежда становится белой, как свет, и яркое облако осенило учеников.

Каждое воскресенье в Символе веры мы говорим, что Иисус есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного» и что Он «единосущный Отцу». Но почему мы это говорим? Прочитав Писание целиком, так же, как Отцы Церкви читали Писание, мы придем к тому же выводу, что и ранняя Церковь: Иисус имеет ту же субстанцию, что и Бог Отец, Иисус полностью является Богом без начала. Когда Иоанн говорит: «Мы видели Его славу», он имеет в виду, что они видели славу Бога Отца в лице Иисуса, и что Иисус и Отец — Единый Бог. Когда Матфей, ​​Марк и Лука рассказывают нам историю Преображения, где «яркое облако осенило их», я верю, что они связывают происходящее с являением Бога Моисею на горе Синай и видением Иезекииля (Мф 17:5). Ученики увидели славу Божью в Иисусе и подверглись преследованию за то, что передали это видение нам через Писание и Церковь. Мы также имеем глаза веры, чтобы увидеть славу Божию.

Слушайте Слово Божье и исполняйте его

Есть ли связь между Преображением и Благовещением? Слово «осенил» встречается в обоих рассказах — слово, используемое всего 8 раз в Священном Писании, 3 из которых относятся к Преображению. В Преображении ученики увидели «облако светлое, которое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5). И в Евангелии от Луки Архангел Гавриил говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Из Благовещения, описанного в Евангелии от Иоанна, мы узнаем, что Бог стал человеком, что Слово Божье стало «плотью» или «воплотилось»; в Преображении Бог открывает Свою волю ученикам: «Его слушайте». Бог явился нам, и наш правильный ответ как христиан — послушать Его и действовать соответствующим образом: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф 7:24-27, см. также Иак 1:22-25).

Жить преображенной жизнью — жить, как святые

Как Преображение связано с такими христианами, как вы и я, в теле Церкви, в мистическом теле Христа, на протяжении всей истории? В византийской иконографии тонкие белые линии разбросаны по всему изображению святого, в его или ее волосах, на коже и одежде, даже по земле и объектам на заднем плане. Они выражают преображенное состояние святого и материального мира вокруг него. Святые преображены не только в загробной жизни, но уже в этом мире. Святой, изображенный в иконе, отражает нетварный свет Бога, который просиял через его или ее жизнь в послушании, молитве, самодисциплине и любви. Это свет не самого святого, но Бога и присутствие Его, которое преображает сердце и душу, даже тело и одежду святого.   В книге Исхода лицо Моисея «сияло лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх 34:29). Таким образом, мы тоже можем быть наполнены присутствием Бога, преображенными и сияющими перед другими. Наше сердце и разум могут говорить с Богом посредством молитвы и чтения Писания. Наше тело может питаться Евхаристией и преодолевать грех с помощью самодисциплины.

Бог даёт нам познавать Себя

Божественность Христа, объединенная с его человечеством, была открыта ученикам не только в Его жизни, смерти и Воскресении, но и здесь, в Преображении. Слово Божье вошло в материальный мир, и таким образом Бог преобразил его. Когда мы говорим с Богом, удаляем греховные привычки из нашей жизни и общаемся с Богом через Евхаристию, чтение Писания и через любовь, мы тоже можем сиять, как праведники, которые «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13:43). Мы не можем заслужить преображенную жизнь, это Господь выбирает даровать её нам через наши отношения с Ним, в близости и преданности. Между тем, мы можем постоянно возрастать в добрых мыслях, словах и действиях, в надежде, что Бог явит Свою славу и сделает ощутимым Своё присутствие через нашу жизнь.

Томас Мозес

Источник (англ.): catholicexchange.com

Изображение: Pinterest

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о