Вопрос: Не доказывают ли некоторые места Библии существование реинкарнации? Почему Церковь ее отрицает, ведь реинкарнация – это возможность очищения, и милосердный Бог не может лишить такой возможности!

Ответ: В Священном Писании нет ничего, что могло бы заставить предположить, будто умерший человек возвращается к земной жизни, пусть даже и ради очищения. В Ветхом Завете такая гипотеза исключается утверждениями о невозможности искупления в некоем новом существовании. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», — говорит Экклесиаст (9,10). «Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти», — гласит Книга Иисуса, сына Сирахова (18,22).

В Новом Завете также нет ничего, что наводит на мысль о реинкарнации. С самого начала Своей проповеди Иисус четко противопоставляет ситуацию, в которой мы находимся в нашей земной жизни, и ситуацию, в какой окажемся после смерти: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк 6,21-22).  И далее: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6,24-25).

Иисус неоднократно подчеркивает необходимость бодроствовать, быть готовыми к смерти, потому что после нее уже невозможно будет исправить ситуацию: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк 12,43-46).

Священное Писание предельно ясно насчет единственности жизни: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9,27).

Святые Отцы, а также древние христианские авторы, жившие ближе всего к эпохе апостолов и Божественного откровения, с ясностью свидетельствуют ту же самую веру. Так, Псевдоклимент во Втором послании к Римлянам пишет: «В то время как мы находимся в этом мире, искренне покаемся в грехах нашей плоти, дабы быть спасенными Господом, — пока у нас есть время на покаяние. Ибо после того как мы уйдем из мира сего, мы не сможем больше ни исповедоваться, ни покаяться» (8,2).

«Для мертвых в преисподней, — писал св. Григорий Назианзин, — нет ни исповеди, ни исправления нравов. Бог установил жизнь и дела для земной жизни, для загробной же – суд над содеянным» (Oratio 16).

Что касается представления о реинкарнации как проявлении милосердия Бога, то это тоже не выдерживает критики. Получается, что человек может совершать любое преступление против себе подобных, ведь все равно в будущей жизни возможно его исправить, причем раз за разом.

Господь же всегда напоминал о величии, ценности и уникальности нашей земной жизни, которая требует, чтобы мы были бдительны, требует аскетических усилий.

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана

Иллюстрация: TheQuestion

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of