Житие св. Розы из Витербо

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Анонимный автор XIII (?) в.

По изданию: Acta Sanctorum, Sep. T. II, pp. 433-442


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


ПРОЛОГ

1. Как говорит Августин в книге «Об истинной религии», слова и примеры святых суть как бы кусочки хлеба небесного, сходящего с небес (Ин 6:50) – они в сердцах читающих и слушающих возжигают любовь к Богу и почтение к тем святым, которые в сей земной жизни творили совершенные деяния, и в не меньшей мере придают крепости предпринять совершенный и трудный подвиг, взыскать милости жизни вечной. Поэтому не зря Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея повелел своим ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин 6:12). Также и апостол Павел призывает: «Всё, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим 15:4), подразумевая житие и деяния святых. Эти слова с достаточной ясностью показывают, насколько прилежно верным следует изучать и запоминать дела святых предшественников и предшественниц, ведь на самом деле они по Божиему внушению были преданы записи не столько для прославления их, сколько, скажем так, для всеобщего наставления и исправления жизни. Ибо, как говорил Сенека о нравах невежд, без линейки кривизну не исправишь.

2. И поэтому верным христианам, желающим исправить свою жизнь и нравы переменить к лучшему, должно непрерывно внимательным умственным взором созерцать слова и деяния святых и, глядя как бы в некое зеркало, совлекши дурные нравы, украшать душу священными добродетелями, и лучше всего тут подходят те дивные дела, которые Бог изволил явить через хрупкий пол, нежнейшую юность. Ибо если люди ежедневно немало восхищаются житием взрослых святых, величают и хвалят Бога за те их деяния, что в житии их были совершены во цвете зрелого возраста и сил, и по их примеру свою жизнь исправляют и изменяют, то тем паче подобает восхищаться суровому подвигу, неутомимой вере и дивным делам святых девиц, которые с самого детства своего сердечно привязались ко Христу Господу – уж точно больше, чем житию блаженных Петра и Павла или Андрея, которые подвизались в мире в полноте возраста и сил.

3. А причина сего такова, что в наименьших в природе существах, например, в пчеле, пауке или муравье, Божия премудрость отражается лучше, чем в высокорослых и отягчённых бренной плотью, например, в слоне, буйволе или верблюде. Вот и Августин в «Исповеди» пишет: «Больше изумляюсь я быстроте мухи, чем мерной поступи верблюда» (Св. Августин Гиппонский, О книге Бытия, Кн. 3, Гл. XIV, неточ. цит. – прим. пер.) И то же верно в отношении сурового подвига святых девиц, которые в сей земной жизни чрезвычайно малы по природе в том, что касается возраста и бренной плоти: людям должно всячески ими восхищаться, восхвалять Всевышнего Бога, явившего Себя в их деяниях, и по их образцу свою жизнь исправлять и менять к лучшему.

4. Среди ж прочих святых дев, слава о которых ныне ещё не всюду распространилась, была некая юная святая по имени Роза, которая, словно некий изящный цветок, напоённый небесной росою, взросла в саду Витербо и воистину оправдала своё достойное имя, процветши добродетелями и святостью. Ибо на девице Розе явственно исполнилось то, что провозглашает закон: «Имя должно следовать из вещи» (одна из тем схоластической философии – прим. пер.). Ибо как цветок роза все цветы весенние превосходит красою, так и дева Роза среди прочих дев превознесена. Женатых и воздержных далеко превосходя чистотою девства, она притом, подобно им, была плодовитее тех, кто ведёт девственную жизнь. Итак, по святости дева Роза стоит много выше прочих святых, как розан превосходит любой другой цветок. И как роза насыщает взор великой красою, а также прочие чувства питает обильным благоуханием, так и дева Роза насыщает взирающих на её житие христиан своей святостью. Так и ныне питает кротких она дивным ароматом чудес от останков своих, скончав дни свои во времена святейшего владыки нашего папы Александра IV.

5. Итак, прежде всего в честь её небесного Жениха, Который тешится и веселится среди лилий девичьей скромности, окружённый хорами невинных девиц, и Которого сия святая ещё в детстве приняла в целомудренные объятия, а потом и в честь и на похвалу самой деве Розе, ради памятования о которой и прославления постараюсь поведать то, что я нашёл в документах и что узнал из давних рассказов благонадёжных и набожных людей, а также из записей, где ими удостоверяется всё, что они лично об оной деве слыхали и что видели. И вот, в настоящем сочинении я всячески постараюсь описать святость и чудеса блаженной девы Розы, дабы люди могли читать о них и перечитывать, и мутный туман давности не закрыл от них знания, ибо память людская мимолётна и суетна, как гласит изречение Сенеки: «Ничего не теряется из памяти, кроме того, на чем она не часто останавливала свое внимание» (Луций Анней Сенека. О благодеяниях. Кн. 3, Гл. 2, 3. Неточ. цит.).

6. К тому ещё позволяю я себе предать письму дивную жизнь оной девы, дабы не могла она быть скрыта от потомков, но чтобы, узнав через сии писания, её полюбили; полюбив, оценили; оценив, взяли в образец для подражания те, кого всегда снедает стремление к вечному блаженству. Поэтому очень не хотелось бы, чтобы она осталась сокрыта, ведь тогда о ней не узнают, а где нет знания, там нет места подражанию. Ведь неизвестному мы никоим образом не можем подражать, о чём свидетельствует Августин: «Неизвестное не любят», а «что больше любят, больше ценят», – молвит Боэций. Кто же пожелает того, чего не знает? И об этом снова изречение некоего поэта: «Что скрыто, то неизвестно, а к неизвестному нет никакого желания» (Овидий, Наука любви, Кн. 3:397 – прим. пер.). Признаюсь, невозможно перечислить все чудеса и знамения, которые Господь наш Иисус Христос изволил совершить по заступничеству блаженной Розы, даже если бы все части тела превратились в языки, но немногие из их множества мы здесь описали.

ГЛАВА I. Труды и чудеса в благочестивом детстве и юности

7. Вечный Зиждитель всего, как говорит апостол, прежде создания мира предопределил избранных, и предопределённых призвал в Своё Царство только лишь благоволением Своим (ср. Еф. 1:4-5) без всякой необходимости либо предшествующих заслуг. Таковая милость к святым и избранным, говорят, в давнее время была явлена некоторым прежде выхода их материнской утробы, каковы были Иеремия (Иер 1:5) и Иоанн Креститель, который взыграл во чреве от приближения Господа (Лк 1:41). А некоторым она была явлена с самой колыбели, как показывает пример блаженного Николая, который в день, когда родился, встал на ноги в крещальной купели, а потом дважды в неделю не сосал материнскую грудь (соблюдая воздержание от молока в среду и пятницу – прим. пер.) К некоторым другим эта милость была проявлена в детском возрасте, как к блаженной Агнессе, Агате и многим, претерпевшим мученичество в детстве и в нежном возрасте. Также она была по-своему явлена и сей юной деве Розе, которая, как написано в упомянутых документах, уже в детстве стала столь приятным для Бога местопребыванием и такую стяжала благодать, что, будучи трёхлетним ребёнком, воскресила свою тётю, пролежавшую мёртвой целый день.

8. Итак, сия дева с детского возраста со своей матерью прилежно посещала церковь, часто слушала проповеди братьев-миноритов и слову Божию внимала с истовым сердечным рвением. По этой причине она презрела мир и мирские забавы, избегала алчности ненасытной, крепко страшилась плотских соблазнов; а превыше всего Господа Иисуса Христа всей душой возлюбила, предалась Ему и всем сердцем к Нему привязалась, а от мира, диавола и сует его отреклась решительно и невозвратно. Тело своё она смиряла постом, трапезу себе урезала, а сбережённую пищу раздавала бедным. И такую оная дева испытывала жалость и милосердие к беднякам Христовым, что, когда она однажды по своему обычаю и обыкновению выносила из родительского дома хлеб для раздачи бедным, а отец потребовал предъявить, что она в суме тайком уносит, то она тотчас же с совершеннейшим послушанием суму открыла и распахнула, и та оказалась полна разноцветных роз.

9. К тому же Божия милость к ней внезапно проявилась в том, что, когда она ела, к ней слетелись птицы и поклевали хлебные крошки в её суме. И настолько сию деву поддерживала великая благодать Божия, видно из другого случая. Когда она в детстве вместе с другими девочками отправилась к источнику с кувшином набрать, как обычно, воды, одна из девочек разбила свой кувшин вдребезги, а родители её раскричались на Розу, поскольку девочка лживо переложила вину на неё. Из-за этой-то девочки бл. Розе и представился случай. Все пришли на место, где был разбит кувшин, и Роза, собрав и сложив его осколки и кусочки, взмолилась, чтобы всемогущий Бог явил своё могущество, и множество отдельных рассыпанных осколков так встали на свои места, что кувшин будто и не разбивался никогда. Его вернули девочке целый и невредимый без какой-нибудь трещинки иль щербинки по милости всемогущего Бога и молитвенному заступничеству блаженной Розы.

10. Ещё оная дева удостоилась следующей милости. Однажды её крёстная стащила у неё курицу-пеструшку. Попеняли ей – не признаётся. Тогда по изволению превысшей Божией справедливости у этой женщины с правой стороны лица явственно показались пёрышки того же цвета, что и у пеструшки. Тогда эта крёстная, всполошившись, что с нею такое случилось да приключилось, призналась блаженной деве в краже курицы и перья с её лица чудесным образом исчезли. После такого чуда все тогда стали считать, что, коли Всевышний преисполнил деву Розу такой благодати, то станет она святой женщиной, если будет жива.

ГЛАВА II. Тяжко заболев, св. Роза получает от Богородицы повеление вступить в Третий орден св. Франциска и выступить с опровержением еретиков, за чем следует её мгновенное исцеление. Она склоняет отца, препятствовавшего её святому начинанию, уступить её замыслу.

11. И пришло время, и была рука Господня на ней (ср. Деян 13:11), и захворала она затяжным и тяжким недугом. Когда стало ей совсем худо, бывшие рядом уж было решили, что приближается её смертный час, но она вдруг открыла глаза и заговорила. Поведала же она окружающим, что наблюдала участь умерших – добрых и злых. Также вернее верного узнала и некоторых монахинь, которые ушли из жизни лет за двадцать до её рождения и которых она никогда не видела, и верно назвала их по именам. И вот, когда благоуханная дева Роза в кровати лежала да покоилась, было ей явление Преславной Матери Божией, убранной несчётными драгоценностями, увенчанной, точно прекраснейшая невеста, и со всех сторон окружённой хорами дев. Узрев Её дева Роза сказала окружающим: «Отчего вы так нерадивы? Что вам так мешает встать перед Нею? Встанемте ж, идёмте к Ней навстречу!»

12. И немедля встала с кровати и вместе с теми самыми, кто был рядом, вышла из дому и пошла навстречу Царице прецарственной Матери Божией. И рекла ей кроткая Дева Матерь, благоухая лилиями: «Роза, в пышный разросшаяся куст вместе с прочими цветоносными девами, воззри духовными очами на Мои украшения и без отлагательства укрась себя по Моему образцу, ибо так украшенная и в сопровождении сонма благочестных жен ты внидешь с великим страхом Божиим в церковь Иоанна Предтечи и исповедника беднячка Франциска. Наконец ты отправишься в церковь св. Марии-на-Холме и там во время торжественной Мессы примешь постриг и, совлекши мирскую одежду и украшения, облечёшься во власяницу и вервием тело грешное, точно ослика, стянешь, и с небесным Женихом отпразднуешь бракосочетание. И так, в благоговении и хвалении Божием, прияв покаянное облачение (терциария – прим. пер.), ты вернёшься в отцовский дом и пребудешь там, провождая святую жизнь в молитве и хвалении божественном. Сверх того, ты станешь ближних пламенными увещаниями наставлять, а надменных и отклонившихся от стези веры – мужественно и отважно, отбросив всякий страх, обличать. А если от родителей, или домашних, или чужаков потерпишь упрёки и беспокойства, то сноси их всегда терпеливо, ибо чрез то обретёшь заслугу, а за заслугой последует награда вечная. Те же, которые захотят послушаться тебя, благодать Божию наследуют, вечную жизнь и дары, а те, которые воспротивятся тебе или презрят, и будут в том упорствовать до конца, получат побои кровавые». Сказав сие, Дева Матерь Божия исчезла. А дева Роза, выслушав всё сказанное ей Девой Матерью, занялась исполнением по порядку всего порученного.

13. И множество народа беспрестанно хаживало в дом блаженной девы, чтобы посмотреть на происходящее. Отец попытался задержать деву и сказал ей: «Если не прекратишь это, я все волосы у тебя на голове остригу». Дева ж ответила: «Не беда, ведь ради нас у Господа нашего Иисуса Христа из бороды волосы выдирали; не убоюсь и я то же самое ради Него претерпеть». А отец сказал: «Если не прекратишь, я крепко тебя свяжу!» На что оная дева ответила: «И Господь наш был привязан к столпу, а я не убоюсь быть связанной ради Него». И умоляла она отца с великим радением, рыдая громко: «Отец, не перечь мне! Ибо коли не восперечишь мне, то Господь наш Иисус Христос приобщит тебя к ангелам Своим в раю, а будешь перечить мне, всё равно не оставлю того, что мне Господь повелел, а сделаю». Расплакался отец её и сказал: «Делай, дочка, с благословением Божиим». Тогда блаженная дева сказала отцу, и деду, и пресвитеру, и всем присутствовавшим, и госпоже Сите (по мнению болландистов, некоей терциарке св. Франциска – прим. пер.): «Благословите меня во имя Отца и Сына и Святого Духа! И пришли тотчас женщины к деве, и она обратилась к ним с просьбой, чтоб отправились вместе с нею в церковь, и сказала им: «Пусть кто-нибудь из вас как можно скорее поспешит в церковь и помолится за весь люд христианский».

14. Миновало совсем немного дней, и явился ей Иисус Христос, как бы распятый. При виде сего жестокого зрелища, содрогнулось сердце её, и душа её, пронзённая жалом сострадания, такой зажглась скорбью, что на протяжении ряда дней она беспрестанно царапала грудь, рвала на себе волосы и прочие члены терзала. И с тех пор она образ Иисуса Распятого и Преславной Девы всегда носила в сердце; и поскольку любовь никогда не даёт душе любящего успокоиться, то она вставала с постели ночами и, кружа по улицам и переулкам своего города, распевала мелодичным голосом божественные хваления.

ГЛАВА III. За опровержение еретических заблуждений она вместе с родителями по приказу городского головы изгнана и находит приют в Сориано. Там она предсказывает смерть Фридриха II и переселяется в Виторкьяно. Наставляет жителей святыми речами, возвращает зрение слепой и, пройдя через пылающий костёр невредимой, обращает упорствующую в ереси женщину.

15. Она ежедневно в простоте сердца проповедовала народу Христа, благим обещала вечные блага, злым – вековечные кары. Против еретиков же она выступала рьяно: опровергала их ереси разумными доводами, ложные доводы их отражала и при всеобщем внимании яснее ясного показывала с помощью неопровержимых доказательств явную ложность провозглашаемого ими учения. И всем слушателям казалось бесспорным, да и было так, что устами её глаголет Дух, ибо когда бы ни говорили святые Божии, устами Святого Духа говорили они. Еретики же, которые тогда в Витербо разрослись, как плевелы среди пшеницы, на сию деву зарычали, как бешеные псы, и, чтобы заставить слово истинной веры смолкнуть, открыто угрожали ей. Но дева Христова, укрепляемая Божией любовью и прочной верой, презрев угрозы и отринув все страхи, продолжала уверенно опровергать их словом Божиим, заявив, что готова ради блага и защиты веры католической преохотно пойти на смерть.

16. Послушав же сие, безумные еретики и неверные пошли к городскому наместнику, который тогда в Витербо был посажен императором-еретиком Фридрихом, и изо всех сил внушали ему, что если не изгнать её вместе с родителями из Витербо, то народ оного города против него восстанет, а восстав – нападёт, а напав – самого изгонит. Послушав это, начальник послал служителей своих с приказом деву Розу к нему доставить, ибо надлежит им отправиться в чужие края. Когда ж были они ему представлены, он объявил им, что под угрозой личной кары и изъятия всего их имущества они немедленно должны покинуть город. Они же, услыхав бесчеловечное предписание и видя, что погода стоит суровая – льды намёрзли, кругом снег да стужа, – упрашивали его смягчить приказание, чтобы они могли переждать, пока погода не улучшится. Начальник же с гневным сердцем повторил приказание, объявив в добавок, что если они не поторопятся с отъездом, то не избежать им смертной казни.

17. И вот, родители девы Розы, понуждаемые властным приказом, покинули город и целый день держали путь через крутизны Чиминских горы и по горным долинам, полным снега. А на другой день спустились в Суриано. Дева Роза следовала за родителями и в том городе ночью во сне получила от ангела предсказание, а с утра при всём народе, пророчествуя, заговорила: «Слушайте, верные Христовы, и возрадуйтесь, верующие! Ибо через несколько дней вы одержите новую победу!» Это предсказание блаженная Роза сделала в канун св. Николая. А через несколько дней пришли новости из Витербо о том, что Фридрих, император-еретик, преследовавший Церковь Божию, в канун св. Николая усоп. Возрадовалась тогда Святая Мать Церковь об избавлении от лютого преследователя да о том, что истинным оказалось пророчество девы Розы и достоверным.

18. Покинув же упомянутый город, Христова дева Роза с родителями своими прибыла в Виторкьяно, где провела несколько дней. Мужчины ж и женщины города того приняли их радушно и почтительно, и она, будучи проста, увещевала их в простых беседах оставить пороки, усвоить добрые нравы и святые добродетели. А они с почтением слушали её и ежедневно получали от неё спасительные наставления. Между тем, в упомянутом городе жила некая девушка по имени Деликата, с самого рождения своего лишённая дара зрения. Родители привели её к деве Розе и не щадя сил умоляли смилостивиться и помолиться за неё, дабы по смиренным молитвам девы и по милости Божией обрела она дар зрения. Дева ж Роза, взволнованная её просьбами, предалась молитве. Закончив молиться, она встала и, возложив на девушку руку, возвратила ей желанный свет очам.

19. Кроме того, в том городе, о котором мы говорим, в Виторкьяно, жила некая неверная еретичка, которая ежедневно против католической веры изрыгала гнусности и словам девы Розы, насколько могла, возражала. Но дева верная, Роза эту еретичку поражала остриём истины, в спорах и рассуждениях опровергала её ясными доказательствами. Короче говоря, поскольку та не желала успокаиваться, святейшая дева Роза решила её обратить силою веры, а именно вот как: чтобы очевидным образом изобличить еретичку, она провела в посте такое продолжительное время, какого по естеству никак нельзя было бы выдержать. И оказалось, что пропостившись двадцать дней, в течение коих она не принимала никакой пищи, Роза в итоге силою веры осталась цела и невредима здоровьем. Еретичка же молвит: «Волки и журавли подолгу обходятся без еды – и живы, поскольку природа их это выносит. Вот и с тобой, наверно, то же самое».

20. Тогда верная Христова, видя, что еретичку эту невозможно отвратить от неверия ни разумными словами, ни образцовыми деяниями, велела развести большой костёр и попросила священников ударить в колокола для того, чтобы люди собрались на таковое зрелище. Положившись на милость Бога, Чью веру и закон она твёрдо отстаивала, бросилась прямо в огонь и там, окружённая со всех сторон густыми языками пламени, провела столько времени, что костёр успел полностью погаснуть. Выйдя под конец оттуда, она приблизилась, невредимая, к еретичке в окружении горожан. Было очевидно, что одежда её не опалена, а плоть настолько невредима, словно она находилась среди росистых цветов. И воскликнула Роза: «Теперь отринь своё неверие и всей душою покорись закону Божию!» И зловерная еретичка, поражённая этим изумительным чудом, отринув неверие, совершенно обратилась к вере Христовой, а весь присутствовавший народ возносил хвалу Всевышнему и благодарил Христа, наделившего деву Розу таковою силой.

ГЛАВА IV. Роза возвращает зрение слепому; предрекает кару нечестивцу; просит принять её в орден св. Клары и, получив отказ, изрекает пророчество; умирает, и Александр IV после троекратного её явления переносит её мощи.

21. И вот, спустя какое-то время некий муж по имени Андрей, долгое время прожив слепым, попросил у девы Розы помощи, дабы заступилась она за него перед Господом. Роза же сердцем жалостливым сострадая его несчастью, вознесла за него истые молитвы к Богу, и когда закончила, зрение, коего он был лишён, восстановилось. А когда дева Роза произносила божественную проповедь, некий нечестивый, неистовый человек, совершенно необузданный в деле и слове, ударил её по руке. Дева же, обернувшись к нему, прорекла: «Через три дня знамение явится на теле твоём, и от прочих людей будешь ты отличаться». Так воистину и случилось: ибо с наступлением третьего дня осыпались все волосы у него, как с головы, так и с лица, да и со всего тела. И потому казался он не человеком, а каким-то уродливым чудищем.

22. Служительница Божия презирала мир, а он воздавал ей ответным презрением. Чтобы пробрести Христа (Флп 3:8), Коего можно найти лишь в смирении, она, когда была жива и обитала в отцовском доме, пошла в тот монастырь, где ныне покоится, и просила у инокинь принять её в свою общину, дабы могла она среди освящённых дев, сама дева, отложив плотское попечение, идти к Жениху своему, встречи с коим алкала, то есть, к Господу нашему Иисусу Христу. Когда сёстры ответили, что не могут её принять, поскольку все места для послушниц уж заняты, она молвила им: «Знаю, поистине знаю, и знаю я то, что причина не в этом, а в вашем презрении к моей глупости, а ведь Бог всячески к таковым благоволит, ибо сказано: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3:18-19). Но да будет ведомо вам, что ту, кого брезгуете принять живой, с радостью пожелать принять мёртвой. И примете».

23. Короче говоря, случилось так, что святая дева преселилась из сей жизни и похоронили её в церкви св. Марии-на-Холме, где пролежала она десять месяцев и ещё восемь. И сразу же просияла чудесами, ибо подобало, чтобы та, кого Бог прославил на небесах, почиталась людьми на земле. А пророчество её, что прорицала она о погребении своём, не преминуло исполниться, ибо на протяжении восьми дней она трижды являлась верховному Понтифику, святейшему владыке Папе Александру IV, который тогда со своей курией проживал в Витербо, и говорила в видении: «Поскольку изволилось Христу причесть меня к сонму служанок Своих, ты, будучи Его наместником на земле, не замедли выполнить то, что должен, но быстро пойди в церковь св. Марии-на-Холме, подними моё тело из погребения и доставь в монастырь св. Марии ордена св. Клары, ибо там надлежит быть месту моего упокоения».

24. В первый и второй раз Папа пренебрёг видением, а после третьего увещевания понял, что это было Божие чудо. Встав утром, он не мешкая самолично с четырьмя кардиналами прибыл в то таинственное место, извлёк святые мощи и доставил в тот монастырь, который был ему указан. Он таким к ней проникся благоговением, что, едва довелось ему прибыть в Рим, канонизировал её, как она и говорила собственными устами тем монахиням. А после извлечения святых мощей многие засвидетельствовали, что в могиле её обнаружили благовоние, запахом напоминающее елей.

Перевод: Константин Чарухин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии