Задумывались ли вы когда-нибудь, почему Рождество произошло именно ночью? Конечно, можно углубиться в исторические изыскания и вспомнить римских язычников с их празднованием дня зимнего солнцестояния, а также св. Григория  Богослова, который и ввел празднование Рождества именно 25 декабря. И тем самым противопоставил Рождение Спасителя, принесшего истинный Свет на землю, всяким там культам.

Можно вспомнить чисто физиологический аспект человеческой жизни. Всем известно, что именно ночью приходит самая сильная боль во время болезни. И, как утверждают врачи, детей рождается ночью больше, чем днем. Трудно сказать, в чем тут дело: в ночном расслаблении организма или в каких-то чисто психологических аспектах. Но и сказочные персонажи нередко начинают действовать ночью каким-то особым образом.

Начнем  со сказки Беатрис Поттер «Портной из Глостера». В ней повествуется о некоем одиноком портном, который должен к утру Рождества сшить великолепный костюм, но, волей случая, заболевает. И его выхаживает верный кот Симпкин, а костюм шьют мыши. В рождественских сказках животные нередко начинают играть активную роль. Ведь древнее поверье утверждает, что в эту волшебную ночь даже звери начинают говорить человеческим языком и прославлять Бога.

На самом деле этот кот Симпкин — очень интересный персонаж. Перед нами словно предстает мальчик-подросток. С одной стороны, он уже сам может о себе и хозяине позаботиться, сходить в магазин и купить продуктов и даже нитки. А с другой, он полон шалостей, может что-то втихаря припрятать и всячески демонстрирует хозяину свою независимость. В рождественскую ночь, когда его хозяин лежит с высокой температурой в постели, ему безумно хочется пойти на крышу и спеть с друзьями волшебную кошачью песню, но вместо этого он носит молоко и топит печь. Ему очень хочется напугать расшалившихся в мастерской мышей, но он видит, что они делают доброе дело для его хозяина, расшивают камзол, который надо отдать заказчику рождественским утром, и… Мы легко можем себе представить, как тяжело и одиноко было Симпкину. Каждый хоть раз в жизни переживал тоску по веселой компании, которая куда-то отправилась без нас. Нередко именно в праздник заболевают дети или происходит что-то такое, что мешает пойти в церковь в удобное время встретиться с друзьями. И здесь вдруг начинает проглядывать аспект нашей христианской жизни, который обычно остается где-то в тени и на задворках сознания. Все происходящее можно воспринять с тоской, в расстроенных чувствах, можно увидеть в этом страшную жертву. А можно, как Иосиф и Мария, оказавшиеся в безвыходной ситуации, отнестись ко всему спокойно, без жалоб. Именно в этом самое трудное – не жаловаться! Именно этому искусству стоит поучиться у кота Симпкина. Ему так хочется поделиться с кем-нибудь своей рождественской грустью, но он, нет, не подавляет ее в себе, не злится и не страдает, он наполняет ее нежностью к своему больному хозяину и даже уважением к этим мышам, которые, быстро орудуя иголками, дошивают камзол.

И что еще интересно. Все события происходят не глубокой ночью. Как обычно в сказках, все происходит до полуночи.

Вспомним, нечисть всегда исчезает, когда часы бьют полночь, т.е. до того момента, когда тьма становится совсем непроглядной. Сгущающиеся сумерки – время чудес и страхов, время тайных добрых и злых дел. Именно в сумерках Никодим приходит к Иисусу. Он приходит после вечерней молитвы, которая начинается в то время, когда на небе различимо становятся видны три первых звезды. Еще не наступила полная тьма, еще не нужен свет факела, чтобы пройти по улицам. Это – то время, когда все кошки серы и меньше возможность быть узнанным. Мудрый еврейский учитель приходит, чтобы задать вопросы о новом рождении и обращении к Богу. Он, как и весь израильский народ, страшится наступающей тьмы, но проявляет мужество, чтобы задать свои только на первый взгляд кажущиеся простыми вопросы.

Есть сказочный персонаж, который очень похож на мудрого Никодима. Это – щенок из истории Джанни Родари «Голубая стрела». Писатель-коммунист, с творчеством которого советские дети впервые познакомились благодаря С.Я. Маршаку, некогда учился в семинарии и хотел стать учителем. Маленький щенок, вышедший из-под его пера, скромен до такой степени, что старается лишний раз не подавать голоса. В конце концов, он даже разучился говорить и когда все-таки ему приходится это делать, его горло издает только странные хрипы. В чем сходство с Никодимом, человеком в Иерусалиме уважаемым и известным? Да в том, что они оба стараются быть как все, оба стараются, каждый на своем месте, не выделяться, соответствовать взглядам окружающего их мира. Но оба находят в себе мужество, чтобы задать себе трудные вопросы и искать на них ответы. В результате именно щенок уговаривает другие игрушки покинуть магазин рождественской феи и пойти на поиски грустно мальчика по имени Франческо. Сейчас кажется, что это имя появилось в книге Родари не случайно. Хотя, вероятно, писатель его избрал, поскольку оно всегда было популярно в Италии. Нельзя сказать, что этот мальчуган совсем нищий, но они с матерью тяжело зарабатывают каждый кусочек хлеба. У этого ребенка есть два основных положительных качества: он не устает мечтать и он умеет всему радоваться. И под стать ему приходиться и щенок. Маленькая игрушка, которая с верностью, которой мог бы позавидовать любой настоящий пес, ищет своего будущего хозяина. В порыве отчаяния, устав от ночного мрака и снегопада, он даже бросается под трамвай. И это тоже очень интересное место. Игрушки уходят из магазина на закате, когда только спускаются вечерние сумерки. Всю ночь они проводят в пути. Кульминацией их путешествия становится встреча с отважным мальчиком Роберто, который не побоялся пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти пассажиров поезда, несущегося в темноте к месту, где произошел обвал. В конечном счете, прекрасный игрушечный поезд Голубая стрела остается у этого мальчика. А щенок идет дальше, чтобы в утренних сумерках встретить своего Франческо.

Получается весьма интересно. Игрушки уходят из магазина, испытывая двоякие чувства, решимости и страха, радости и сомнения. Они идут на встречу неизвестно и испытаниям. Каждый из них должен будет принимать решение, с которым под силу справиться только человеку. Каждый из них должен будет выбрать между своим комфортом и любовью, которая стучится в сердце. Так происходит и с евангельским Никодимом. Так происходит и с хозяином гостиницы, в которую стучатся Иосиф и Мария. Так происходит с каждым из нас!

Середина ночи – полночь – время окончательных решений. Можно сравнить это время с ночью веры, темной ночью, о которой так много писали испанские мистики. Эту ночь озаряет сила Любви. Как в ночь Рождества, явились ангелы засыпающим уже пастухам. Роберто рискует своей жизнью во имя других, поэтому ему и достается самая большая награда, «ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

И та же награда ждет маленького щенка, который готов ради своего хозяина один остаться в ночи. Да, к нему приходит отчаяние, самое настоящее, столь темное, что он даже не замечает, что сумрак ночи начинает рассеиваться. Он не знает старой поговорки, что самая темная ночь – перед рассветом. Но сила его любви столь велика, что он превращается в живую собаку, которая умеет лаять и которая наделена мудрым и благородным сердцем.

Щенок рождается вновь, чтобы служить своему хозяину. Чтобы служить ему уже как настоящая собака. Такой детский символ открытости для новой жизни. Желания расти в своем призвании и открывать его вновь и вновь.

Предание гласит, что и Никодим впоследствии присоединился к ученикам Иисуса, т.е. все-таки принял и осознал, что значит родиться заново, родиться для жизни вечной.

Но все эти истории открываются совсем в новом свете, если мы вспомним о том, что евангельская традиция утверждает, что Иисус родился именно в ночи. Он рождается между двумя молитвами «Шма». Словами, которые каждый иудей повторяет, когда ложится и когда встает: «Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим…» (Втор.6,4-9). Именно эти слова обретают плоть во тьме рождественской ночи. В ней они обретают новый смысл. И этот секрет для себя открывает множество католических мистиков, переживших темную ночь веры. Во тьме и страдании рождается новый человек, все существо которого обращено к Богу, все существо которого жаждет Любви. Множество мистиков и каждый из нас проходят каждый в своей тьме рядом с яслями Спасителя и только тот, кто готов меняться, кто готов оставаться верным, кто не боится любить без всяких оговорок, может найти маленькую пещеру, в которой сладко спит Начаток новой жизни.

И дело здесь не в каком-то особом опыте веры, не в видениях и откровениях. Дело в верности и в стремлении. Как кот Симпкин забыл о себе ради хозяина. Как маленький щенок всем сердцем искал своего Франческо. Как маленький Роберто без страха ложился на рельсы… Во всех этих детских историях несмелая и беззащитная улыбка Младенца Христа, обращенная к нам, таким сильным и взрослым, которые как Никодим не готовы родиться заново, не готовы стать как дети… Но созданы для того, чтобы наследовать Царствие Божие.

Анна Гольдина

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о