Наверное, вкус можно назвать самым «простым», прямолинейным и плоским из всех чувств. Трудно прожить без зрения и слуха. Невозможно без осязания. А вот вкус, казалось бы, не играет такой уж важной роли. Что он нам дает? Всего то возможность различать пищу, то, что мы потребляем, чтобы выжить. Но все оказывается не так уж и просто, когда речь заходит о библейском понимании пищи.

Чтобы не размывать это понятие и не распылятся, мы сконцентрируемся на трех основных моментах.

Пища Бога

Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь». Но Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Поэтому ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?» Иисус говорит им: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». (Евангелие от Иоанна 4:31-34)

Такие слова мы читаем в Писании. «У меня есть пища, которой вы не знаете». Христос дает понять ученикам, а на самом деле всем людям в их лице, что у Него есть пища, которая не доступна им. Она доступна их пониманию, она даже в некоторой степени понятна, но она недоступна им в том смысле, что лишь Христу уготовано вкусить ее. Что же это за божественная пища? Поэтому ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?» Иисус говорит им: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Итак, пища Христа – это план Отца, это Его воля. И воля эта касается напрямую Сына и никого более. На эту трапезу приглашен лишь Он.

Из этого короткого отрывка мы можем почерпнуть очень много информации. Во-первых, смерть на кресте Христос сравнивает с пищей! То есть с тем, что по сути должно давать жизнь, а не отнимать ее. Почему? Потому что в результате этой трапезы, жизнь будет дарована всему человечеству в виде Нового Завета – Причастия, истинной божественной трапезы, о которой мы еще скажем позднее. Во-вторых, Христос говорит о том, что пища эта – «дело» Отца. Не дело Христа, но дело Отца. Не дело людей, но дело Отца. Не дело пророков, но дело Отца. Пища, дарующая вечную жизнь в Царстве Небесном – такая пища может быть приготовлена только Отцом. Сравнивая Свою смерть на Кресте с пищей, Христос дает нам ключ к пониманию множества образов. Теперь становятся более глубоко понятны иные Его слова, которые касаются Его наставлений и заповедей. Всякая пища – от Бога. Всякая пища – должна приближать нас к Царству Небесному, а не отдалять от него.

Пища людей

Мы не станем говорить о множестве описаний пиров, блюд, еды и прочего. Мы станем говорить лишь о тех моментах, которые в свете вышесказанного способны заиграть по-новому и стать ключами к дверям, которые ранее и видны-то вовсе не были.

К примеру, мы читаем в Писании следующие, казалось бы, привычные нам слова:

Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». (Евангелие от Луки 3:11)

Ну что тут может быть нового и непонятного? Делись едой, когда у тебя достаток. А точно ли здесь речь идет о еде? Разве речь идет не о «деле» Отца? Пища – это неизменный образ пищи Отца, вечной жизни, Его благодати. Если у тебя достаток, если ты уже живешь по слову Божию, поделись этим Словом с другим, с ближним. Вот о чем говорит Христос. Мы призваны делиться Словом. И именно в процессе преломления хлеба с ближним, мы наиболее явственно чувствуем вкус пищи! И вкус к жизни тоже!

Апостол Павел дает нам подтверждение этой мысли:

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей. (2 послание Коринфянам 9-10)

Четкую аналогию со Словом Божиим мы можем увидеть, внимательно прочтя отрывок из одного из псалмов:

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались к вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их. (106 псалом:17-20)

От всякой пищи отвращалась душа людей, которые страдали за свои грехи. Конечно же, речь уже здесь идет не о еде, но о совсем иной пище, о той, от которой способна отвратиться сама душа! Но дальше происходит еще более невероятная вещь. Господь дарует им истинную пищу – Свое Слово. В результате, Он спасает грешников от Вечной Смерти. Каким же образом это происходит? Покаяние, конечно же, покаяние: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их.

Человек способен обратиться всегда, даже в самой ужасной ситуации, когда от всякой пищи отвращается его душа, когда душа не может ничем напитаться, а значит – умирает. Даже тогда человек в состоянии покаяться, и Господь услышит. Он даст человеку Свет, Свое Слово, Свою пищу, чтобы душа его не умерла, но была спасена от вечной могилы.

Покаяние и смирение – вот способ добычи пищи для души. Мы читаем об этом в другом псалме:

Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. (110 псалом:2-5)

Господь откликается на зов смиренных — Пищу дает боящимся Его.

При этом, нужно очень четко разделять понятие вкуса К жизни (жизнь духа) и вкуса жизни (жизнь тела). Первое приближает нас к Царству Небесному. Второе – нет, а в некоторых случаях может и отдалять. Достаточно прочесть несколько замечательных отрывком из Библии, чтобы убедиться в этом:

Ибо Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе. (Послание к Римлянам 14:17)

И еще:

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. (1 послание Коринфянам 6:12-13)

Еще:

Пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли мы – ничего не приобретаем, не едим ли – ничего не теряем. (1 послание Коринфянам 8:8)

Снова и снова читаем:

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. (1 послание Коринфянам 8:13)

И уж конечно, не следует забывать, что всякую пищу дает нам Господь. Об этом мы молимся каждый раз молитвой, которой Он сам нас научил: «Хлеб насущный даруй нам на сей день». Об этом же читаем в псалме:

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. (103 псалом 24-28)

Итак, всякая пища – от Бога, но не всякая пища полезна. Есть пища для тела, есть пища для души. Именно от второй во многом зависят наши взаимоотношения со Христом, именно пища для души формирует в христианине смирение, необходимое для того, чтобы Господь открылся, ответил на покаянное воззвание и открыл врата Царства Небесного.

Причастие

Говорить о пище и вкусе в Библии и не сказать о Причастии – невозможно. В этом проявляется основное, удивительное значение вкуса в Библии, в христианстве, в жизни вообще.

Приведем отрывок, который раскрывает нам тайну Евхаристии – полностью:

Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: „И будут все научены Богом“. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога, – Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я – хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрет. Я – хлеб живой, сошедший с небес; едящий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тогда иудеи стали спорить между собой, говоря: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питье. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мной. Этот-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; едящий хлеб этот жить будет вовек». (Евангелие от Иоанна 6 глава 44:58)

У каждого из нас есть свои любимые продукты, свои вкусовые предпочтения, но Причастие… Причастие – это нечто совсем иное. Причастие – это универсальный вкус! Это вкус вечной жизни, благодати, даруемой Господом. Это вкус, который может быть желанным для каждого человека. Он может стать постоянным ресурсом и источником жизни каждого! Вот в чем проявляется сила образа вкуса в христианстве. Вот что дарует нам Писание, то есть – Слово Божие. Здесь – в Причастии – сходятся лучами все наши чувства. Все здесь работает на то, чтобы раскрыть перед нами масштаб тайны Царства Небесного. Свет и Слово ведут нас к нему, осязанием мы подбираемся к его границам. Вкус раскрывает нам его сущность и содержимое – Иисуса Христа. Все чувства без исключения подчинены одной правде – правде божественного откровения. Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питье. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мной.

Синтез, универсальность, синергия – Причастие дарует человеку цельность, возможность раскрыться полностью, и, прежде всего, в любви.

Николай Сыров

Изображение: interarte.pl

Отправить ответ

1 Комментарий на "Вкус в Библии: пища Бога и пища людей"

Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
trackback

Thank you for the article.

Great blog that I enjoyed reading.

wpDiscuz