История одного портрета

Первые сведения о пребывании картезианцев в Италии относятся к 1090 году, когда Папа Урбан II предложил Бруно Кёльнскому церковь святого Кириака вблизи терм Диоклетиана в качестве храма будущей картезианской обители. Эта церковь не сохранилась, на ее месте в настоящее время стоит здание Министерства экономики и финансов Италии. Но это и не столь важно, поскольку Бруно отказался от предложения Папы Римского ввиду того, что это место не очень подходило для организации монастыря, отвечавшего требованиям картезианцев.

Однако именно тогда у картезианцев зародилась мысль о создании обители в Риме на месте развалин терм Диоклетиана. В 1304 году Орден картезианцев получил от Папы Бенедикта XI разрешение на строительство монастыря на месте древнеримских бань. Однако дальше официального разрешения дело не пошло.

Только в 1561 году Папа Пий IV подписал буллу о строительстве базилики Санта Мария дельи Анджели и монастыря картезианцев на месте античных руин. И в 1565 году начались строительные работы. Церковь, как считается, была построена по проекту Микеланджело. Авторству Микеланджело приписывается и большой клуатр картезианской обители, возникшей рядом с церковью. Есть предположение, что Микеланджело в общих чертах набросал и весь план монастыря, предполагая использовать развалины тепидариума терм (теплых комнат) в качестве основы для создания помещений обители. Однако строительство монастыря было закончено уже после смерти великого мастера. И, судя по всему, Микеланджело мог сделать только предварительные рисунки и какие-то наброски плана, поскольку умер в 1564 году, до начала строительства. Как бы то ни было, большой клуатр римского картезианского монастыря — удивительное произведение искусства. Это один из самых больших клуатров в Италии. Площадь двора составляет 10 000 м2. Каждое крыло галереи имеет протяженность 100 метров, а в оформлении использовано 100 колонн.

Джузеппе Вази. Пьяцца ди Термини. Термы Диоклетиана. Церковь Санта Мария дельи Анджели. Монастырь картезианцев. Офорт. 1745-1765
Джузеппе Вази. Пьяцца ди Термини. Термы Диоклетиана. Церковь Санта Мария дельи Анджели. Монастырь картезианцев. Офорт. 1745-1765

Следует отметить, что во время строительства, а также на протяжении последующих трех столетий на территории, окружавшей бывшие термы Диоклетиана, располагались многочисленные виллы и виноградники. Впоследствии, ввиду развития инфраструктуры Рима, картезианский монастырь оказался в окружении бурно развивающегося города. В 1873 году здание монастыря было отчуждено от Ордена, передано в ведение государства, а картезианцы переселены в другое место, а потом и вовсе ушли из Рима. В настоящее время в самом Риме картезианских монастырей нет. С 1889 года в здании бывшей римской чертозы (картезианской обители) находится Национальный Римский музей.

Большой клуатр монастыря картезианцев в Риме. Foto di Fabio Ciardi
Большой клуатр монастыря картезианцев в Риме. Foto di Fabio Ciardi

Однако в середине XIX века картезианцы еще жили в римской обители. В 1855 году неаполитанский художник Филиппо Бальби (1806 — 1890), большая часть художественного наследия которого находится в картезианском монастыре Чертоза ди Трисулти, для картезианцев в Риме напишет весьма любопытный портрет, который одновременно является «обманкой». [Обманка (фр. trompe-l’œil, «обман зрения») — живописный прием в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии, ложного эффекта трехмерного пространства.] Посетив в том же году монастырь, Папа Пий IX высоко оценил работу неаполитанского живописца.

Обманка, написанная Бальби для монастыря в Риме, представляет интерес не только с точки зрения прекрасного примера иллюзионистической живописи и психологического портрета, это изображение со всеми его удивительными подробностями и деталями является яркой иллюстрацией основной сути картезианского монашества.

Филиппо Бальби изобразил брата-конверза (мирского брата) по имени Феркольдо. Это исторический персонаж конца XII — начала XIIIвека. Известный французский адвокат и судья Пьер Фулькуа, работавший при дворе графа Тулузы Раймунда V, после смерти своей жены ушел в монастырь, поселившись в Великой Шартрёзе под именем брата Феркольдо. В Великой Шартрёзе он прожил до конца своих дней, там же и был похоронен. Возможно, о нем бы и не вспомнили, поскольку монахи-картезианцы для мира пропадают навсегда, если бы не одно «но».

Филиппо Бальби изобразил брата Феркольдо стоящим в дверях и указывающим перстом на портрет своего сына Ги Фулькуа, которому, по странному стечению обстоятельств, суждено было повторить судьбу своего отца. Ги Фулькуа тоже стал известным юристом, сделав блестящую карьеру. Был советником французского короля Людовика IX. Но так же, как и его отец, потеряв жену и оставшись вдовцом, он решил посвятить свою жизнь Богу. Ги Фулькуа стал священником. Его церковная карьера развивалась стремительным образом. И в 1265 году он был избран Папой Римским под именем Климента IV. Поэтому изображенный в римском картезианском монастыре неаполитанским художником брат Феркольдо — не кто иной, как отец Папы Римского.

А теперь подробнее остановимся на рассмотрении удивительного произведения Филиппо Бальби, творчество которого, без сомнения, является одним из самых интересных и любопытных явлений итальянской живописи середины и второй половины XIX века. Следует отметить, что на Филиппо Бальби оказало влияние художественное направление, характерное для искусства Италии того времени, — так называемый пуризм, певцом которого был римский художник Антонио Бьянкини (1803 — 1884). Это направление своими общими чертами было похоже на искусство назарейцев — группы немецких художников XIX века. В основе пуризма также лежало возрождение принципов религиозного искусства мастеров XIII — XIV веков, то есть периода Проторенессанса и раннего Возрождения. Живопись рассматривалась как «божественное искусство» и как «поэзия в форме и цвете». Предпочтение отдавалось религиозным сюжетам. А основными чертами были простота, живость колорита, некоторая наивность и непосредственность. Однако творчество Филиппо Бальби отличает, помимо всего прочего, приверженность реализму, непосредственное наблюдение натуры и глубокий психологизм.

Итак, перед нами общий вид «обманки», написанной неаполитанским художником в галерее большого клуатра римского картезианского монастыря.

Мы видим шкаф, на полках которого расставлены всевозможные предметы, являющиеся символами затворнической жизни монаха-картезианца. Череп и крест символизируют размышления монаха о смерти и о страстях Христа. Песочные часы — символ скоротечности времени, которое в монастыре кажется остановившим свой бег.

Четки символизируют молитву, а дымящаяся свечка — ночные бдения. Как мы помним, монахи-картезианцы поднимаются в своих кельях в 23:30 для чтения молитвы в честь Пресвятой Девы Марии, а потом с полуночи до 3:00 в храме проходит ночная служба.

Перья и чернильница перечислены в числе личных принадлежностей монаха-картезианца в Уставе ордена, записанного пятым приором Великой Шартрёзы Гвиго. «Монах должен посвящать себя умственному труду. Но не для того, чтобы заниматься исследованиями и писать книги. А потому что умственный труд просвещает и облагораживает душу и дает основу для размышлений о божественной реальности».

Плеть для умерщвления плоти, как символ терпения и смирения. Очки-пенсне — символ внимания и усердия в чтении и занятиях. Книги — символ духовной пищи аскетов. Хлеб и овощи — постная пища картезианцев, полностью исключающих из своего рациона мясо.

Фундаментальные, основополагающие книги Ордена картезианцев — Ветхий Завет, Новый Завет, Устав Ордена.

Корзина с дровами, которыми топили печь, обогревая помещения в холодное время года.

Брат Феркольдо в белом облачении изображен выходящим из внутренних помещений обители, встречающим посетителей и обращающим внимание входящих на портрет своего сына — Папы Климента IV. Чутким, проникновенным взглядом смотрит на нас картезианец с портрета, написанного неаполитанским мастером. В данном случае мы можем говорить о создании живописного психологического образа. Зритель оказывается вовлеченным в глубокие эмоциональные переживания, в духовный мир изображенного персонажа.

В левой руке брат Феркольдо держит лист бумаги, на котором написана цитата из Книги Притчей Соломоновых: «Erudi filium tuum et refrigerabit te et dabit delicias animae tuae» («Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей». Притчи 29:17).

Портрет Папы Римского Климента IV. Этот Папа, как мы знаем, покончил с господством рода Гогенштауфенов в Италии, призвал Карла Анжуйского, сына короля Франции Людовика VIII, и вручил ему корону Сицилийского королевства, что во многом определило дальнейшую судьбу папства в частности и Италии в целом.

Филиппо Бальби рассказал нам и историю брата Феркольдо, расписав ее на табличке, приколотой к дверям.

А в самом низу, у ног брата Феркольдо, — трогательное изображение милого пушистого котенка — безмолвного, но чуткого наблюдателя происходящей сцены, непосредственными участниками которой являемся и мы, зрители.

Практически сразу после создания этой работы Филиппо Бальби отправился в картезианский монастырь Чертоза ди Трисулти, который расположен в 80 километрах южнее Рима в Коллепардо. Прожил там достаточно продолжительное время, занимаясь оформлением монастыря. Создал потрясающие росписи старинной аптеки картезианской обители, портеры монахов, картины для церкви святого Варфоломея — произведения, которые, наряду с изображением брата Феркольдо в большом клуатре римской чертозы, занимают достойное место в истории изобразительного искусства Италии XIXвека и, кроме того, являются интересным свидетельством жизни монахов, пожалуй, одного из самых строгих и загадочных монашеских орденов.

По материалам, любезно предоставленным Роберто Сабатинелли

Иллюстративный материал: www.cartusialover.wordpress.com, S. Sciaranti, А. Candido

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии