“Синодальный путь” Католической Церкви в Германии – что это?

К тому времени, как в октябре 2021 года все поместные Католические Церкви по приглашению Папы Франциска включились в общий Синодальный процесс, немецкие католики провели уже целых два собрания в рамках своего собственного “Синодального пути”. После того, как 10 марта его участники приняли Резолюцию о благословении однополых сексуальных союзов и многие СМИ трактовали это как “зеленый свет” для заключения однополых браков в немецкой Церкви, Татьяна Ильясова предлагает разобраться в правовом статусе “Синодального пути” и принимаемых им документов.

“Синодальный путь” немецких католиков – это “путь покаяния и обновления” [1], как они сами его прежде всего понимают. К этой инициативе их побудила необходимость дать ответ на кризис доверия к Церкви, вызванный исследованиями сексуальных злоупотреблений со стороны католического духовенства. А также это общий поиск шагов по укреплению христианского свидетельства в мире (Статья 1 Устава “Синодального пути”). В этой связи участники “Синодального пути” предложили для обсуждения следующие темы: “Власть и распределении власти в Церкви – общее участие в миссии”, “Жизнь священника сегодня”, “Женщины и служение, женщины и церковные должности”, “Жизнь в отношениях, проживать любовь через сексуальность и в партнерстве”. Так образовались 4 форума, в рамках которых рабочие группы разрабатывали проекты. Проекты обсуждались и выносились на голосование. В таком режиме прошли 5 собраний, последнее – завершающее – в марте 2023, на котором прошло финальное голосование. Формальная торжественность этого момента создала обманчивое впечатление. Давайте, разберемся в объективном положении дел.

Правовой статус

Понять, какими полномочиями обладает “Cинодальный путь” и его собрания и что он из себя представляет в церковно-правовом аспекте, поможет развернутый ответ Конгрегации епископов [2]. В нем дается оценка Уставу “Синодального пути”, отмечаются положения, идущие в разрез с Каноническим правом, разъясняются некоторые понятия. Это письмо, составлено в ответ на просьбу председателя немецкой Конференции епископов дать оценку предварительной версии Устава [3] “Синодального пути”. Некоторые замечания очевидно были приняты к сведению, так как финальная версия Статута заметно менее радикальна в формулировках. Но основные комментарии, данные Конгрегацией, по-прежнему справедливы и актуальны.

По совокупности таких признаков как цель, организация, участники, распределение права решающего и совещательного голоса, “Синодальный путь” не находит прямого и однозначного соответствия в Кодексе канонического права. Он не вполне соответствует Поместному Собору (хотя первая версия Устава имела такую претензию) и не вполне – Диоцезному Синоду. Его можно определить просто как инициативное собрание (межепархиального уровня) [4]. Участие в этом собрании всей конференции епископов не переносит на само собрание полномочия конференции. Как и участие епископов в голосовании (и даже их личный голос “за”) не обязывает их придавать законную силу постановлениям в своей епархии, а конкретно в этом случае даже не позволяет этого сделать, так как, по справедливому замечанию Конгрегации, почти все темы превышают компетенции правящего епископа. В своем письме Конгрегация особо подчеркивает тот факт, что “задача синодального собрания – разработка решений, а принятие решений – ответственность церковного должностного лица” (епископа или конференции епископов, но опять же – в рамках их компетенции). Также Конгрегация еще раз отсылает к понятию “синодальности Церкви” как понимает ее Папа, а именно, что это “не синоним демократии и принятия решений большинством голосов”.

В целом, в утвержденной версии Устава “Синодального пути” отражается понимание правовой ограниченности. Так, например, положение “Они (решения) приобретают обязательную силу через утверждение их правомочности каждым отдельным правящим епископом” было заменено на “Решения Синодального собрания не имеют сами по себе обязательной силы и не затрагивают полномочий епископской конференции, а также правящих епископов, в рамках их законодательной и вероучительной компетенции”. Также в отношении решений общецерковного масштаба в Уставе прописано, что такие положения будут направлены Святому Престолу в качестве Вотума (т.е. как воля, выраженная большинством).

В то же время в Уставе осталось положение о последующей встрече через три года после окончания последнего синодального собрания (т.е. в 2026 г.) для оценки реализации итогов. Что подразумевается под реализацией итогов не совсем понятно.  Но, вероятно, разработка конкретных пособий и рекомендаций для реализации. Этот период также предполагается использовать для создания нового церковного органа – Синодального Совета, состоящего из клириков и мирян, который бы обладал полномочиями узаконивать принятые на таком Совете решения. Но эта инициатива уже получила отказ на том основании, что новый церковный орган ставит свой авторитет выше власти правящего епископа и епископской конференции, что нарушает иерархическое служение в Церкви [5].

За что проголосовали 80% епископов?

“Синодальный путь” проводил свою работу по четырем форумам. Один из этих форумов занимался вопросами сексуальной морали. Конкретный проект заключался в разрешении проведения официальной церемонии благословения пар, повторно заключивших брак, и однополых союзов.  

За этот проект действительно проголосовали почти все участники этого форума – 176 из 202. Среди них – и епископы, и монашествующие, и профессора, и миряне без каких-либо титулов. Но важно, думаю, обратить внимание на голоса именно правящих епископов. А они распределились таким образом: 17 голосов “за”, 4 голоса “против” (Hanke, Meier, Voderholzer, Oster) и двое воздержались (Woelki, Burger). Голоса еще трех епископов не отражены в протоколе, вероятно, они не участвовали в этом форуме. Это не означает, что епископы получили право внести соответствующие изменения в литургическую практику, ведь в вопросе сексуальной морали епископы подчинены Учению Церкви. Но, конечно, озадачивает, что больше половины пастырей поддержали этот текст. Ведь проект о благословении для однополых пар, предложенный Форумом, выходит далеко за рамки пастырского подхода. Больше того, положения текста призывают к изменению учения о сексуальной морали под влиянием переоценок в обществе. На первых собраниях в проекте были вполне конкретные предложения – номера параграфов катехизиса, которые необходимо исключить. Приведем здесь несколько положений обсуждаемого текста.

Текст “Благословение для пар, любящих друг друга” [6]

Из Вступления:

  • Церковь желает недвусмысленно провозглашать учение о достоинстве личности словом и делом. Это учение определяет, как Церковь относится к самому человеку и его партнерству. И поэтому несомненна ценность таких союзов, где люди любят и уважают друг друга и готовы проживать свою сексуальность в постоянных отношениях, социально ответственно и бережно в отношении себя и своего партнера. Таким парам предлагается сопровождение.

Из части “Требования”:

  • Синодальное собрание призывает официально разрешить благословения любящих пар, которым недоступен сакраментальный брак или которые пока не готовы в него вступить. 
  • Эта настоятельная просьба распространяется также и на однополые союзы, на основании переоценки гомосексуальности и признания ее нормативным вариантом человеческой сексуальности. Это касается пар, которые состоят в гражданском браке. (прим. в Германии с 2017 заключаются гражданские браки для партнеров одного пола).
  • Церемония благословения отличается от Таинства венчания, но все же является литургией.

Из части “Обоснование”:

  • Суждение о многообразии отношений, отличающихся постоянством и взаимным уважением, в Германии изменилось. Такие союзы находят признание в обществе, независимо от наличия предыдущих отношений или пола обоих партнеров. Это признание должно найти убедительное выражение в литургии Церкви.

Таким образом, предлагается различать неупорядоченные однополые отношения без обязательств и упорядоченные, т.е. с наличием взаимных обязательств, которые оба партнера готовы озвучить перед лицом общины и Бога. Упорядоченные в таком смысле отношения не соответствуют идеалу брака, но сами по себе – в силу наличия в этих отношениях любви, уважения и постоянства, являются ценными и добродетельными и нуждаются в благословении, которое бы укрепило их союз.

Критерий упорядоченности в смысле Божественного порядка, очевидно, объявляется нерелевантным.

Послание Папы и ответ Конгрегации вероучения

За несколько месяцев до официального начала “Синодального пути” Папа Франциск направил немецким католикам свое пастырское обращение [7]. В нем он прежде всего выразил поддержку инициативе немецких католиков искать ответ на углубляющийся кризис веры, а далее предлагает ориентиры для плодотворного синодального пути. Папа пишет, что синодальный путь – это общий путь (всего народа Божьего) под предводительством Святого Духа. Вся Церковь вступает на этот путь и вся Церковь включается в синодальный процесс, а это значит – прежде всего учится слушать и обращаться к Sensus Ecclesiae. Вместе с тем Папа предостерегает от искушения полагаться на реформу структур, организаций и власти, подгоняя церковную жизнь под ситуативную логику или конкретную группу людей. Такая реорганизация – только иллюзия разрешения напряженных моментов.

Интересно отметить, что в Германии это Послание было воспринято как выражение заботы и близости Папы к немецкой Церкви.

Через несколько месяцев после второго синодального собрания, в марте 2021 года, последовал ответ Конгрегации вероучения по вопросу благословения союзов лиц одного пола [8]. На вопрос “Имеет ли Церковь власть благословлять союзы лиц одного пола?” дан недвусмысленный ответ: “Нет”.

Документ предостерегает от злоупотребления благословением. Оно хоть и не является таинством, но относится к сакраменталиям, которые действуют по некоему подобию таинств (CIC Кан. 1166). С ними нельзя обходиться своевольно, меняя, упраздняя, истолковывая на свой лад (ср. CIC Кан.1167). Природа сакраменталий требует, чтобы та действительность, на которую призывается Божье благословение, объективно соответствовала Божественному устроению. Союз лиц одного пола не является такой действительностью, и даже наличие позитивных элементов в таких отношениях – любовь, верность, постоянство (которые сами по себе, безусловно ценны) не отменяют объективной неупорядоченности такого союза. При этом христианская община и духовные пастыри призваны с уважением и тактом относиться к каждому отдельному человеку, имеющему гомосексуальное влечение, и искать пути интеграции в церковную общину в согласии с Учением Церкви. Также категоричное “Нет” в начале этого письма не исключает преподание благословения отдельным людям с гомосексуальным влечением, желающим жить в верности Божественному плану и Учению Церкви.

К этой позиции Святого Престола отсылает и кардинал Пьетро Паролин в разговоре с журналистами [9] – спустя пару дней после окончания “Синодального пути”. Добавить нечего – дан ясный и четкий ответ по вопросу благословения однополых союзов. Поместная Церковь не может принимать решения по общецерковным вопросам. Вместе с тем диалог в рамках синодального пути Вселенской Церкви продолжается и открыт для всех.

И на самом деле, казалось бы, есть ясная позиция Церкви. Откуда же такой оптимизм у немецких католиков? Надежду и уверенность в участников “Синодального пути” вселяет опыт фламандских епископов. На них ссылается председатель форума “СП” Биргит Мок – якобы те получили право, или по крайней мере не получили категоричного отказа от Папы, благословлять однополые союзы. Однако, на самом деле фламандские епископы разработали документ с предложениями о пастырском сопровождении людей с гомосексуальной ориентацией. И видят себя вполне на одной линии с Папой и его Апостольским Посланием AMORIS LAETITIA. Они не вводят никакой новой литургии и настаивают на различении сакраментального брака и однополых союзов. Для последних они предлагают участие в молитве как способ интеграции в Церковь. И даже предлагают структуру такой молитвенной встречи, включающей чтение Священного Писания. Проблемное поле представляет, правда, сам текст предлагаемых молитв – где как раз и появляется слово “благословение”, но в контексте просьбы. Молящиеся просят Бога благословить их союз и подтверждают перед Богом взаимную готовность жить в верности и уважении по отношению друг ко другу. 

Почти сразу после публикации этой позиции к фламандским епископам с братским увещеванием обратился кардинал Мюллер. Он напомнил, что пастырское попечение должно вести к Богу. А предложенную молитвенную встречу назвал “успокоением совести и своего рода плацебо, которое создает иллюзию, будто бы интимная близость в гомосексуальной паре не является таким же тяжким грехом, как остальные грехи против 6 и 9 заповедей” [10].

В ноябре 2022 года бельгийские епископы совершали визит ad limina, где они планировали представить свой проект пастырского сопровождения однополых союзов. Но каких-то конкретных реакций не последовало, только общие и осторожные фразы: “мы были услышаны”, “разговор был уважительный” , “не все во всем согласны” и т.д. Немецкие католики склонны интерпретировать такое отсутствие категоричного отказа в свою пользу.

Участники “Синодального пути”, кажется, искренне убеждены, что результаты их обсуждения не дают повода для церковного раскола, а даже наоборот – укрепляют единство через многообразие [11].

Татьяна Ильясова

Примечания:

[1] Официальный сайт “Синодального пути”

[2] Оценка предварительной версии Устава “Синодального пути” Конгрегацией для епископов

[3] Окончательный вариант Устава, опубликованный на сайте “Синодального пути”

[4] Интересно, что прецедент такого собрания в немецкой истории известен – Вюрцбургский Синод, который являл собой Общий синод епархий ФРГ. Его цель была обсудить конкретную реализацию постановлений Второго Ватиканского Собора. Важно отметить, что устав Вюрцбургского Синода выдвигал два условия потенциальных решений: во-первых, они не должны противоречить обязывающему Учению Церкви о нравственности и морали, а во-вторых, их решения должны входить в полномочия епархиального епископа (а в случае отсутствия таковых постановление могло быть передано Святому Престолу как Votum, т.е. как волю, выраженную общим голосованием).

[5] Ответ кардинала Пьетро Паролина, 16.01.2023

[6] “Благословение для пар, любящих друг друга”

[7] Послание Папы Римского странствующему народу Божьему в Германии 29.06.2019

[8] Ответ Конгрегации вероучения по вопросу благословения союзов лиц одного пола 15.03.2021

[9] Кардинал Пьетро Паролин о решениях Синодального пути

[10] „Im Geist der Wahrheit bleiben“ (Joh 14, 17) – Eine brüderliche Korrektur der Bischöfe von Flandern, 23. September 2022

[11] Из интервью председателя Форума “Жизнь в отношениях” В.Моск.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии