«Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис 49:16): Церковь и тату

Татуировки стали неотъемлемой частью современной культуры. Всё чаще можно встретить людей с рисунками на теле, причем не только среди молодежи. Церковь как социальный институт не является исключением. К сожалению, в силу культурных особенностей и традиций чаще всего в отношении татуировок встречается осуждающая реакция со стороны как клира, так и мирян. Но что на самом деле говорит Библия о татуировках и говорит ли она вообще что-то о них? Как Церковь регламентирует татуировки и можно ли делать тату христианину? Являются ли татуировки грехом? Что на самом деле нужно знать, прежде чем наносить татуировку? Разбирается Николай Чирков, SDB.

Казалось бы, писать больше не о чем? Ведь все и так ясно, может возразить читатель (спойлер: нет, не ясно, наша задача как раз внести ясность в этом вопросе). В моей работе мне приходится встречаться как с молодёжью, так и со взрослыми, которые часто задают эти вопросы, испытывая определённые страхи, вызванные стереотипами общества. Я выступаю за освобождение от страхов, стереотипов и за развенчание мифов. Тату как часть современной культуры так же связана с жизнью, как и многие другие сферы. Моя позиция как исследователя и как христианина – это говорить о том, что связано с нашей жизнью во всей ее пестроте, без табу и предрассудков.

Следует признать, что в интернете невозможно найти точный ответ, что говорит Церковь по этому вопросу, и даже священник не всегда может дать исчерпывающий ответ. Я в силу своей профессии и специфики деятельности в Церкви занимаю нейтральную позицию: в статье я не убеждаю, что делать тату – это плохо или греховно, но и не принуждаю всех бежать их делать, восхваляя это искусство.

Тату в современном обществе чаще всего вызывает бурную реакцию окружающих, в то время как другие повседневные модификации и осмысление своего образа, такие как прическа, маникюр и тем более одежда считаются совершенно обычными и даже обязательными. Надеюсь, эта статья поможет внести ясность в столь злободневную тему, прежде всего, в церковном обществе.

Что такое татуировка? Этимология этого слова восходит к полинезийской языковой группе, в частности, к таитянскому диалекту, в котором слово tatau означало рану, знак, а также рисунок на человеческой коже. Татуировка – процесс намеренного травмирования кожного покрова с целью нанесения перманентных знаков, рисунка с помощью красящего пигмента. Если посмотреть с позиции культурной антропологии и этнографии, изначально татуировка во множестве культур и религий являлась частью культурного кода и было бы ошибкой сводить ее лишь к сугубо эстетической функции украшения тела. Для первобытных общин, да и не только, она выходила далеко за эти узкие рамки ее определения. Она имела сакральное значение, являлась идентификатором этнической и религиозной принадлежности, а также была видимым символом инициаций. Также она использовалась для обозначения рабов. Но как же так получилось, что татуировку по большей части спустя многие столетия свели к той самой эстетической функции за редким исключением смыслового значения, транслирующего что-то большее, чем просто рисунок, принадлежности к субкультуре, а в некоторых случаях и вовсе идентификации с маргинальностью?

Так сложилось, что восприятие татуировки постоянно менялось. География, социально-экономическое положение и непрерывно трансформирующиеся ценности определяли взгляды на тату. Что она выражает: индивидуальность, причастность к чему-либо, постыдное клеймо или, наоборот, отличительный элемент, которым стоит гордиться? В любом случае, массовым модным трендом татуировки стали совсем недавно. Значительная часть медийных персон, артистов, профессиональных спортсменов имеют татуировки. Но ведь не всегда популярность той или иной модной тенденции означает, что она полезная или же наоборот разрушительная. Последние статистические исследования показывают, что больше всего татуировки делает, как ни странно, не молодое поколение, а люди в возрасте от 30 до 49 лет. Впрочем, если вы активно используете социальные сети, то, пролистывая ленты, вам сразу становится понятным, что сегодня тату встречается чаще, чем когда-либо. Что это может означать? Одна из теорий, которые выдвигают культурные антропологи, социологии и психологи, заключается в том, что татуировки, ставшие частью повседневной культуры, никуда не уйдут, но, возможно, примут иную, менее долговечную форму (что, в принципе, подтверждается тату мастерами). Возникает вопрос: какую позицию должен занять христианин?

История возникновения тату: от первобытных культур до современности

Татуировка – один из самых древних способов украшения и модификации тела. Культура татуирования формировалась на всех континентах и отличалась на разных этапах развития общества. История татуировки уходит корнями к шестому тысячелетию до нашей эры, что подтверждается археологическими артефактами: найденными останками древних людей и результатами углеродного анализа. Самые древние относятся к энеолиту – переходному периоду от каменного века к бронзовому.

Тату на руке мумии Этци

Этци – мумия древнего альпийского пастуха, найденная во льдах Южного Тироля, покрытая многочисленными татуировками в виде геометрических линий и точек. Конечно, интерпретировать значение таких древних памятников сложно, поэтому рабочей теорией остается, что татуировки на теле Этци носили лечебный характер (что-то вроде акупунктуры). В эпоху первобытного строя древние люди расписывали свои тела, подчеркивая свой статус и надежду обрести сверхъестественные силы. Возникновение татуировки является эволюционным процессом, от естественных повреждений кожного покрова, при заживлении образующих причудливые шрамы, по форме напоминавшие элементы окружающего мира, к намеренному желанию подчеркнуть принадлежность к определённой общине или роду. Индейские племена Полинезии и Индонезии передавали практику татуировки из поколения в поколение, закрепляя их социальную значимость.

Египетская мумия с татуировками на шее

В Египте археологами были обнаружены погребенные мумии, возрастом более пяти тысяч лет, с хорошо различимыми рисунками на высохшей коже. Тату содержат более сложные фигуративные изображения и присущи как женщинам, так и мужчинам. Например, на руке мумии молодого мужчины археологами были обнаружено изображение гривистого барана и дикого быка. Наряду с ними обнаружено большое количество татуировок в виде орнамента, украшающего шею, поясницу и бедра женских мумий. В целом, культуре Египта мы обязаны перманентному татуажу бровей и губ, который используется и в наше время. Древнейшие татуировки связаны с и двумя российскими регионами. Это мумии, обнаруженные в Горном Алтае и в Хакассии (Пазырская и Таштыкская культуры). Также в культуре Греции и Персии люди массово наносили перманентные символы на кожные покровы. Позже появлялись унифицированные знаки – тату, которые определяли принадлежность человека к различным ремеслам.

Племена Маори украшали свои лица татуировками со сложными узорами, служившими одновременно и боевой раскраской и показателем доблести, боевых заслуг их носителя (кстати, голова с татуировками после смерти имела высокую цену и ее хранили в племени в качестве реликвии). Каждая тату была уникальна и служила в качестве личной подписи носителя.

Фотография маори второй половины XIX века

Интересный факт: во времена колонизации Маори, подписывая купчую на продажу земли английским миссионерам, старательно в договоре изображали точную копию своей маски. У японских племен Айну женщины обозначали татуировкой свое семейное положение и количество детей. Татуировка была связана и с обрядами перехода – инициациями юношей в зрелых мужчин, или переселения из земной жизни в загробный мир. У разных народов мира татуировкам приписывалось магические свойства: обереги от злых духов, болезней и смерти.

В некоторых культурах татуировка служила наказанием. Например, в Японии периода Эдо (1603–1867 гг.) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за следующее – дугообразную линию, за третье – еще одну. В итоге получалось изображение иероглифа ИНУ, что означает «собака». В Китае татуировка на лице также считалась одним из Пяти Классических Наказаний. Ей метили рабов, военнопленных, затрудняя им, тем самым, побег и, облегчая их идентификацию. Другие народы практиковали то же самое: от греков, римлян и испанских конкистадоров до более современных примеров Первой и Второй Мировых войн, когда дезертирам наносили буку D, а жертвам концлагерей – номер. Связано это было и с практикой унижения – присвоить номер (дать клеймо), значит лишить имени, лишить индивидуальности человека.

С распространением христианства с татуировками стали бороться, мотивируя это искоренением языческих обрядов и ссылаясь на Ветхозаветные тексты, запрещающие нанесение порезов и рисунков. Благодаря христианству среди европейцев татуировки на практиковались вплоть до XVIII века. По иронии судьбы, христианские миссионеры, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди и обращения в христианскую веру «диких» племен, поспособствовали распространению тату в Европе. Моряки с их кораблей обзаводились у местного населения татуировками на память о своих путешествиях. Британский путешественник-исследователь Джеймс Кук внес весомый вклад в дело распространения татуировок в Европе, когда в 1769 г. он привез с Таити не только само слово «тату», но и «Великого Омаи» – полностью татуированного полинезийца, ставшего сенсацией того времени и первой живой тату-галереей. Европейцы быстро подхватили тенденцию украшать свое тело с помощью тату.

Кстати, в тоже время среди моряков тату приобрело символику братства, солидарности и верности (причем, тематика тату была ограничена эротическими сюжетами и банальными афоризмами), но эта тенденция оказала значительное влияние на развитие тату среди других профессий, а позже – и среди остальных масс. С момента изобретения американцем Самюэлем О’Райли электрической машинки для тату в 1891 году культура тату начала все больше развиваться среди населения Америки.

Современное искусство татуировки берет свое начало в молодежных культурах и субкультурах 50-60-х годов. Постепенно происходило смешение стилей, от азиатских тату – до полинезийских, и стилей американских индейцев. Сегодня существуют различные школы, направления, техники тату, а также симпозиумы и тату-конвенции. Зачастую люди наносят рисунок, содержащий элементы, взятые из различных верований и культур, сами о том не подозревая. Многие из этих элементов носили или продолжают носить мистический смысл, а некоторые напрямую связаны с антихристианскими культами. Это оправдывает реакцию Церкви в различные периоды истории. Итак, что собственно Церковь думает об этом?

Что говорится в Библии о татуировках?

В Библии мы не находим ничего определенного насчет тату. Священное Писание не дает конкретных ссылок на татуировки, как мы их понимаем сегодня. Однако, разбираясь в этом вопросе, можно наткнуться как на лояльное отношение, так и на ригористический настрой в интерпретации библейских текстов. Оба подхода вводят в заблуждение, поскольку Библия не регламентирует практику введения красящего пигмента под кожу в качестве перманентного изображения, узора или надписей, определяемой сегодня как татуировка.

По большей части, в Церкви можно встретить позицию, осуждающую тату, ссылающуюся на Ветхозаветную книгу Левит, написанную примерно за 1500 лет до нашей эры, в которой сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев 19:28). Поскольку слово «накалывайте» (сравнимо со словом «наколка») действительно присутствует в этом стихе, аргумент кажется убедительным. Но давайте обратимся к истории.

Нужно принять во внимание, что этот отрывок связан с законами для иудеев, а не для христиан. Если посмотреть на предшествующие два стиха и интерпретировать их для христиан, то мы не должны, например, есть мясо с кровью, подрезать волосы на голове, и не должны стричь бороды свои по краям, а также исполнять еще много подобных ветхозаветных предписаний. Кстати, в предыдущей статье «о бороде в истории Церкви» я подробно рассказывал об этом стихе. Закон, запрещающий делать нарезы и наносить на себя письмена, как говорится в этом стихе, имеет глубокие основания и заслуживает, чтобы на нем остановиться подробнее. Слово «нарезы» относится к вписанным или выгравированным символам или словам и используется только в этом отрывке. Слово «письмена», также используемое лишь в этом стихе, имеет неопределённый корень, поэтому сложно однозначно сказать, что оно означает. Однако основанием для написания закона послужило то, что Израиль, спасенный от рабства, находился между Египтом и Ханааном. В начале статьи я уже упоминал, что найденные археологические артефакты свидетельствуют, что в Египте была развита культура тату, особенно среди женщин. На различные части женского тела, связанные с фертильностью (грудь, бедра, живот) наносились тату в качестве оберега и привлечения удачи при деторождении (тут прямая связь с магией и жречеством). Также была распространена практика нанесения символов и отметок богини деторождения Таурт (Верет) и Бес – божества, охранителя детей при рождении, покровительницы будущих матерей. В культуре Ханаана вместо татуировок применялись жесткие меры скарификации – клеймо, порезы и соскребание кожного покрова (нет, это не пилинг в современном понимании). Все это использовалось сугубо в ритуальных целях, в частности, как символ оплакивания умерших. В связи с этим в начале стиха в Лев 19:28 сказано: «ради умершего» не совершайте. Поэтому предпочтительным читать этот отрывок в свете ритуального запрета скарификации, а не татуировки, какой мы знаем ее сегодня. Это наставление дано в контексте законов, применявшихся к древнему иудейскому народу.

Чтобы лучше понять, следует брать во внимание целую книгу Левит со всем контекстом, а не отдельный стих. Запрет некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян, хананеян и других народов, с которыми Израиль входил в соприкосновение, направлен против идолопоклонства, включающего в себя ритуальное нанесение имен языческих богов, а также их символов. Тут аллегория с клеймом: подобно тому, как хозяин клеймит свой скот, надпись или изображение того или иного божества выражает принадлежность идолу. Кстати, этот же запрет повторяется еще раз в Лев 21:5 «Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».

Другое упоминание в Ветхом Завете о скарификации или шрамирования мы находим в книге Второзакония: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершим» (Втор 14:1). Снова здесь запрет сопряжен с традициями и обычаями язычников. Например, состригать брови и делать надрезы в знак скорби по умершему родственнику в честь бога Оротала. В 3-й книге Царств (18:28) мы узнаем, что жрецы Ваала имели обычай делать нарезы на теле в знак усиленной печали и усиленного моления. В Ветхом Завете осуждалась любая из подобных практик, потому как имела прямую связь с идолопоклонством, противоречащему иудаизму. То есть, что мы видим? Мы видим запрет на шрамирование в честь языческих богов на своем теле, чтобы народ Израиля не следовал языческим траурным практикам, но некоторые видят здесь полный запрет на татуирование. С другой стороны, это, как и многие другие предписания Ветхого Завета, может и не иметь прямого отношения к христианам.

Однако не все так мрачно, как могло показаться на первый взгляд. В книге пророка Исайи мы находим совершенно иные слова, которые так или иначе отсылают нас к надписям на коже: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Ис 49:16). Этими словами Бог говорит о любви к Своему творению. Сильный и глубокий образ непрестанного памятования со стороны Бога о Его духовном Сионе. Если посмотреть на предшествующий стих, то там Бог заверяет народ, что подобно тому, как кормящая мать не может забыть своего ребенка, так и Бог не может забыть своих детей. И Господь решает использовать метафору, иллюстрацию, которая способна по-настоящему удивить: он протягивает руки и говорит: «Я имя твое написал на руке Своей», то есть Он думает о человеке непрестанно, так как руки – та часть тела, которая всегда находится перед взглядом, а для написания использован несмываемый пигмент, служащий перманентным напоминанием. Тут использован символ, близкий народу, доступный его восприятию, так как он сопряжен с их обыденностью. Некоторыми учеными выдвигается предположения, что некоторые из иудеев могли наносить тату на руки, чтобы напоминать себе о храме и Господе. Согласно этнографом и историкам Палестины, можно выделить одну характерную, чисто бытовую черту, примитивных народов Востока – делать себе на лице или руках особые, мнемонические знаки. Удивительно, но и в наше время именно такой жест непрестанного памятования и выражения любви можно встретить среди людей, которые делают тату в виде имени любимого или близкого человека.

Из сказанного выше можно заключить, что знаки, связанные с языческими богами, ритуалами и практикой, были строго запрещены, так как богоизбранный народ должен отличаться от язычников и жить совершенно другими ценностями. Однако знаки, удаленные из идолопоклоннического контекста, являются лишь культурным артефактом. То есть в Ветхом Завете практически не сказано ничего определённого относительно татуировки, какой мы представляем ее сегодня.

Может быть, тогда что-то говориться насчет татуировок в Новом Завете? Давайте посмотрим.

После пришествия в мир Спасителя появилось новое отношение к человеческому телу. Оно начало рассматривается как храм Святого Духа, в котором пребывает Христос. Тут не могу не вспомнить пресловутый мем, гуляющий по социальным сетям «Тело – это храм», описывающий буквальное восприятие этого положения.

В контексте Церкви не нужно всё воспринимать так буквально. Действительно, в первом послании апостола Павла к Коринфянам мы читаем: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор 3:17). Храм нужно беречь, а не осквернять. Павел призывает не нарушать то, что даровано Богом и создано по Его образу и подобию, как изнутри, так и снаружи. Говорится о новом человеке, омытом при крещении и искупленном Христом, призванным жить Евангелием и через свидетельство своей жизни нести весть другим.

Еще одно интересное упоминание, отсылающее нас так или иначе к теме татуировок, находится в Откровении Иоанна Богослова: «На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр 19:16). Однако большинство экзегетов сходятся во мнении, что речь идет о титуле, написанном на одежде, а не на коже бедра. Вероятнее всего, речь идет о нижней части одежды, прикрывающей бедро, содержащей надпись титула.

Это все, что говорится в Библии относительно этой темы. Нужно признать, что до сих пор четкого ответа мы не получили: можно или нельзя? Как же быть? Давайте пойдем дальше и посмотрим на историю становлении Церкви. Есть ли в истории Церкви положения, подтверждающие запрет на татуировки или, наоборот, его оспаривающие?

Татуировки в истории Церкви: восточные христиане, солдаты, паломники

В истории есть много примеров того, как Церковь выступала то против нанесения татуировок, то в каких-то периодах поощряла или же вовсе относилась нейтрально. К моменту распространения в мире христианства татуировки стали использоваться в качестве клейма, отмечавшего социальный статус человека. На Востоке это клеймо было связано с маргинальным положением: им отмечали проституток и преступников. В последнем случае, маркировки в виде тату сохранилось и до сегодняшнего дня. В тюрьмах используют особую систему татуировок, по которой «читают» историю преступлений и наказаний их носителя. Так вот, в 787 г. Папа Римский Адриан запретил нанесение татуировок любого рода, даже на преступников и гладиаторов. Тем не менее, известны случаи, когда люди по разным причинам наносили татуировки с христианской символикой.

На Ближнем Востоке татуировки были обыденным явлением в культуре местных христиан. Существовала и продолжает существовать до наших дней религиозная татуировка среди коптских и сирийских христиан. По большей части это крест, сделанный на внутреннем запястье руки, служащий отметкой об их религиозной идентичности.

По большему счету, это делалось с практической целью во времена, когда христиане были в меньшинстве и жили среди мусульманского населения. По этой татуировке христиане опознавали друг друга (своего рода знак приветствия). Это являлось выражением исповедания Христа вплоть до смерти. Кресты-татуировки были широко распространены в Эфиопской церкви и среди эритрейцев, в основном, среди женщин. С помощью них они демонстрировали, насколько крепка их вера во Христа. Так сложилась определенная традиция, дошедшая до наших дней. Однако нужно понимать, что в современном мире, особенно в странах, где христианство является распространённой религией, нет необходимости через татуировки исповедовать Господа, и Церковь рекомендует носить в качестве видимого знака исповедания христианства нательный крестик.

В XI веке, во времена первых крестовых походов, Церковь даже на какое-то время разрешила татуировки, чтобы избавить крестоносцев от страха смерти вдали от родины. Поэтому дозволялось вытатуировать на внутренней стороне запястья крест, который в случае смерти имел ту же силу, что и погребение по христианским канонам.

Моряки и солдаты также наносили себе татуировки в качестве защиты и идентификации. Они могли иметь татуировки со священными символами, рисунки, отражающими их победоносные сражения и чудеса, произошедшие с ними в пути или бою, которые они приписывали охране со стороны Бога, Девы Марии или святых.

В XIV веке доминиканский священник Генрих Сусо вытутаировал имя Иисуса над своим сердцем, чтобы показать свою приверженность Ему и посвящение своей жизни Богу до конца своих дней, посредством принесенных им вечных монашеских обетов. В период Реформации некоторые католики наносили тату в форме латинского креста, чтобы в случае смерти на войне или при кораблекрушении их не приняли за протестантов, которым Католическая Церковь отказывала в погребении на своих кладбищах. В XVIII-XIX веках моряки британского подданства делали татуировки с изображением распятия Иисуса Христа на всю спину, чтобы предотвратить телесные наказания, а именно порку, широко практиковавшейся в английском флоте, поскольку осквернение образа Христа считалось преступлением. Вот такой интересный лайфхак английских моряков. Что ж, Бог дал разум человеку, и человек его использовал во благо, обезопасив себя. Конечно, здесь я не обращаюсь к примерам того, как некоторые, использовавшие такую практику татуировок, страдали от язв, которые образовывались от несоблюдения гигиенических условий при выполнении тату в то время. Поэтому представляется сомнительным выбирать: страдать от боли и язв, нанесенных после ударами плетью, или же от боли и язв, вызванных воспалением после тату.

Отдельного внимания заслуживает феномен татуировки, распространённый среди паломников и связанный со значимыми паломническими местами Церкви. Сегодня, совершая то или иное путешествие или паломничество, мы привозим магнитик на холодильник, значок на одежду или другие мелочи, которыми кишат прилавки сувенирных магазинов, расположенных в паломнических центрах. А раньше это была татуировка. Конечно, следует сказать, что само паломничество несколько веков назад выглядело не таким, как сегодня: человеку приходилось идти пешком несколько месяцев или даже лет. И такое паломничество, зачастую становившееся значимым жизненным событием, отмечалось татуировкой, составляя память человека о нем (это сейчас легко доказать друзьям, что я посетил Сантьяго-де-Компостела в 2010 году, продемонстрировав им фото в телефоне или социальных сетях, а в те времена попробуй докажи, существовала вероятность, что тебя могли обвинять во лжи).

Так вот, в средние века паломники часто наносили татуировки в знак памяти о совершенном пути. Кстати, в Святой Земле есть даже целая традиция паломнической татуировки, сохраняемая в рамках египетско-коптской семьи Раццук (Razzouk), передающаяся по наследству с 1300 года.

Сохранилось свидетельство Прокопия из Газы – христианского ритора, богослова, экзегета и главы Газской школы риторики, в котором говорится, что первыми, кто делал татуировку, были христиане, родившиеся на Святой Земле в шестом веке. Позже паломники вытатуировали на себе крест и имя Христа и распространили это явление на других территориях. В отчетах некоторых паломников, датируемых XVI веком, говорится, что паломнические тату строго регламентировались местной общиной: они должны были быть сделаны с помощью швейных игл, привязанных к концу деревянной ручки. Мотив был четко определен, в основном, иерусалимский крест.

Оригинальные старинные штампы семьи Раццук

Распространенным было изображение большого иерусалимского креста в центре, окруженного маленькими четырьмя по сторонам. Другим мотивом было изображение Христа, Иерусалимского храма и даты совершения паломничества.

Тату паломника в Иерусалим

Интересным представляется процесс: так как наплыв паломников был большой, как же справлялись с ним мастера? Ведь это требовало определенного времени. Ответ мы находим в отчете Генри Маандрелла, академика Оксфордского университета и священника Англиканской Церкви, служившего капелланом Левантийской компании в Алеппо, совершившего визит в Иерусалим в 1697 г. и ставшего свидетелем паломнической татуировки. Он пишет: художники, которые проводят операцию (так он называет процесс нанесения татуировки), делают с помощью изготовленных штампов (выбор был небольшим, как я отметил ранее) отпечаток на руке с порошком из древесного угля, затем с помощью двух очень тонких игл, которые плотно прилегают друг к другу, окуная их в чернила, попеременно наносят проколы по всем линиям отпечатанного штампа. Вот такая незамысловатая технология с помощью трафарета, обусловленная практическим причинами: во-первых, затраченным временем на работу, а во-вторых, четко определённым рисунком (это не как сегодня, когда мастер тату может рисовать индивидуальный эскиз на протяжении долгого времени, чтобы он соответствовал требованию заказчика).

Тату и штамп св. Георгия

Подобные примеры мы находим в Сантьяго-де-Компостела в Испании, Лорето в Италии и др.

Тату с символом Сантьяго-де-Компостела

Позже ограниченный набор «трафаретов» сменился более подробными рисунками: от символа паломничества, который состоял из нескольких элементов, до воспроизведения реалистичных сцен из христианской истории. Такая практика приобретала сакральное значение, в подтверждение тому можно сказать об одной из величайших святынь Католической Церкви – «Святой Хижине», расположенной в итальянском городе Лорето, где существовало огромное разнообразие типов и символических фигур, состоящих в основном из креста, наложенного на сферу, сердца, звезды или изображения Пресвятых Даров, распятия, фигур покровителей и символов страстей Христа. В Лорето даже была своя техника нанесения тату – трехконечное перо. Таким образом, тату было широко распространено и пользовалось большим спросом у паломников. А вы бы привезли такой сувенир из паломничества?

Раз уж я затронул тему Лорето, следует еще сказать пару слов о традиции татуировок в некоторых монашеских конгрегациях. Да, вы прочитали все верно: традиции. Сейчас сложно представить монахов с татуировками (хотя они есть, и я лично их встречал, но в основном они имели современные тату, но с христианскими мотивами). Если обратиться к истории, то можно привести в пример францисканцев, которые, пытаясь имитировать страдания Христа, чтобы сделать их осязаемыми, прибегали к татуировке, используя в качестве мотива символа «Тау» – креста или стигматы св. Франциска.

Штамп для тату со св. Франциском
Штампы для тату с францисканскими атрибутами

Эта традиция родилась как раз среди францисканцев в Лорето. Однако постепенно она утратила свое значение и актуальность в силу разных причин. Сегодня монашеские конгрегации и институты посвященной Богу жизни устанавливают свои рекомендации и правила в отношении тату. Мы не будем углубляться в эту тему, потому как практически ни в одном уставе это положение не закреплено, а если оно и есть, то регламентируется внутренним порядком и правилами общины. По большей части татуировка не является абсолютным препятствием для вступления в монашеский орден, если, конечно, это не число зверя, пентаграмма или обнаженная «девица» на самом видном участке тела.

А как же обстоит вопрос в современности?

В Магистериуме Католической Церкви нет четких положений насчет татуировок, и Церковь не учит, что Библия их запрещает. Кодекс Канонического Права в статье 218 говорит о том, что те, кто занимаются священными дисциплинами, пользуются подобающей свободой исследования и вправе благоразумно открывать свое мнение в тех вопросах, знатоками которых они являются, храня при этом должное уважение к Учительству Церкви. Катехизис Католической Церкви в свою очередь говорит, что учительство служит Слову Божьему и учит только тому, что было передано ему (ККЦ 86). Задача Магистериума Церкви – осуществлять учительство в моральных вопросах через катехизис и проповедь. Таким образом, из этого можно сделать вывод, что Магистериум Церкви не высказывает прямого мнения о татуировках. Однако, учитывая принципы Магистериума, который служит Слову Божьему и охраняет его целостность, можно сказать, что Церковь рекомендует верующим обдумывать свои решения о татуировках с учетом библейских принципов и морального учения Церкви.

Церковь предлагает принцип, изложенный в Первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор 6:12). То есть стоит спросить себя: поможет ли мне это быть ближе к Богу? Если нет веской причины для утвердительного ответа на данный вопрос, то, возможно, это желание скрыто в гордости, эгоизме, комплексе неполноценности или неуверенности в себе. Все же вопрос сохраняет свою актуальность и остается не до конца решенным.

Удивительное заявление сделал Папа Франциск в Папском Международном колледже «Maria Mater Ecclesiae» во время проведения Предсинодальной встречи молодежи 19 марта 2018 г. Отвечая на вопрос семинариста Юлиана Вендзиловича, как нужно реагировать на сложные обстоятельства сегодняшней культуры, в частности, на такое распространённое явление, как татуировка среди молодежи, Папа сказал: «Не бойтесь татуировок: эритрейцы в течение многих лет делали кресты у себя на лбу, даже сегодня их можно встретить. Они татуировали крест». Рассуждая о смысле татуировки, он подчеркивает, что проблема не в татуировке как таковой. Он говорит о проблеме преувеличения в этом процессе, сравнивая его с опьянением, когда человек не знает меру (вспоминаем слова апостола Павла). Если татуировка указывает на принадлежность, то молодому человеку стоит задать вопрос: к чему ты стремишься, какую принадлежность ты выражаешь? И советует священникам и семинаристам начать диалог именно с этого вопроса, оказавшись среди молодежи. Осознавая современную культуру, в частности, тату, Папа заявляет, что не нужно бояться молодежи с татуировками, «потому что всегда, даже за не очень хорошими вещами есть что-то, что приведет нас к какой-то истине» (текст ответа доступен на официальном сайте Ватикана).

Кстати, это не единственное высказывание Папы Франциска о татуировке. Во время катехизиса на общей аудиенции 20 февраля 2019 года Понтифик использовал образ современной татуировки. Объясняя совершенную любовь Бога Отца к своим детям, он использовал метафору татуировки из упомянутого нами выше стиха из Ис 49:15 как постоянного рисунка, чтобы выразить, что Бог никогда не забывает своих детей, цитирую: «Татуировка сегодня в моде: «На ладонях моих я нарисовал тебя». Я сделал татуировку с твоим изображением на своих руках». Я нахожусь в руках Бога, вот так, и я не могу отнять это… «Я тебя не забуду» – говорит Господь» (ссылка на текст катехизации). Папа подчеркивает важную роль сердца человека точно так же, как ее подчеркивает Господь, говоря, что Он не смотрит на людей так, как смотрит человек, Он смотрит на сердце (1Цар 16:7). Тут важно понимать корень той правды, который находится за желанием сделать тату. Причины всегда глубже, чем видимый знак.

Итак, Церковь не запрещает делать тату, но побуждает задуматься, по какой причине появляется это желание. Возможно, этому помогут некоторые вопросы, над которыми стоит поразмышлять, прежде чем делать тату с христианской символикой. Я намеренно не буду углубляться в тематику тату с символикой, не связанной с христианством, по причине того, что существует множество мотивов, по которым тот или иной человек делает выбор для перманентного рисунка или надписи на своем теле.

Для начала можно задать вопрос, связанный с желанием модифицировать свое тело: почему и главное для чего? Это вопрос, отсылающий нас к мотиву. Начнем с идеи, мысли, которой человек руководствуется при выборе тату. Есть большая разница: сделать тату в качестве протеста против родителей и сделать тату в качестве выражения своего тела. Сделать тату для свидетельства о своей вере, как делали это христиане в первых веках, может быть приемлемым, но стоит помнить, что это не самый главный и не самый эффективный способ керигмы. Недостаточно написать красивую фразу из Библии на своем теле, ведь это сделать совсем легко и даже, учитывая современную технику тату, практически не больно, но сложнее и даже больнее – жить этой фразой. Тут мы имеем дело с посланием, которое несет тату. Ведь знак или даже слово – это то, что отсылает нас к чему-то более глубокому, и мы стараемся это прочитать. Татуировки – мощный «message», который автоматически транслирует то, что вы цените и чем живете. Вот тут возникает небольшая (или большая) проблема: так как тату остаются на всю жизнь, а в жизни случаются перемены в мировоззрении, да и не только, возникает риск разочарования, сожаления или даже ненависти к тому периоду, когда первоначально послание тату для вас имело важное значение (кстати, есть даже специальное обозначение для этого явления – «tattoo regret», сожаление о тату). Это подтверждено как исследованиями, так и мастерами тату, к которым часто обращаются с просьбой перекрыть предыдущую татуировку.

Ещё один мем в тему

По мере взросления можно пожалеть о своих татуировках, потому что вы переросли их или изменили свои ценности. Помните, что удаление татуировки (болезненный и долговременны процесс) стоит дороже, чем сама тату.

Говоря о мотивах, безусловно следует обратиться к психологической составляющей нашей жизни. Не так давно группой психологов было проведено исследование, в котором респонденты ответили, что татуировка помогла им почувствовать себя более привлекательными и сексуальными. Возможно, стоит в этом вопросе копнуть глубже и посмотреть на причины, которые нам приносят чувство неудовлетворения собственным телом? С этим связан вопрос расположения и размера татуировки. Часто символы, имеющие глубокое личное значение, человек располагает на закрытых участках тела, оставляя тем самым интимную связь между тату и собой.

Кстати, нужно помнить и о практичной стороне тату, продумывая будущее место учебы или работы. Многие работодатели придерживаются корпоративной этики, которая запрещает видимые татуировки в силу того, что они могут считаться социально неприемлемыми или негативно отражаться на философии компании.

Последний момент, который я бы отметил, это вопрос гигиены и здоровья. Татуирировка – это повреждение кожного покрова, что несет с собой определенные риски для здоровья, такие как аллергические реакции, инфекции, рубцы, а главное – заболевания, передающиеся через кровь (гепатит В, С, а также ВИЧ), поэтому стоит серьезно подойти к этому вопросу. Это называется – ответственность.

Итак, Церковь призывает нас использовать разум во всей его полноте во всех сферах нашей жизни, а также руководствоваться моральными принципами, ей устанавливаемыми. Это касается не только татуировок, но и остальных аспектов нашей жизни, во всей ее полноте.

Вишенкой на торте в нашем обзоре оставим вопрос, грех ли делать тату? Ответить на этот вопрос можно, только лишь обратившись к пониманию того, что такое грех. Грех напрямую связан с совестью. Бог каждому даровал свободу и совесть, потому, принимая решение, делать тату или нет, каждый верующий должен следовать своей совести и ответственно принимать решения.

Николай Чирков, SDB

Фото обложки: Unsplash

Author

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии