бр. Энцо Бьянки: “Решающий голос должен принадлежать милосердию”

Ученики, вернувшиеся с миссии, заслуживают того, чтобы называться «посланными», «миссионерами». Поэтому евангелист Марк называет их апостолами: они – ученики Иисуса, ставшие его посланниками.

Они возвращаются к Иисусу, который отправил их с этой миссией и поддерживал их; они возвращаются к источнику, возвращаются к тому, кто призвал их, «чтобы с Ним были» и чтобы к тому же «посылать их на проповедь» (Мк 3, 14). Они «рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили»: о тех словах и действиях, которые Он заповедал им, которым они научились, прежде всего, благодаря тому, что они были с Ним, делили с Ним его жизнь, живя с Ним как с братом.

Мы знаем, чему было посвящено это их служение: проповедовать грядущее Царствие Божие, говорить о необходимости обратиться и жить в подлинной человечности, которая проявляет себя во встречах с людьми, в их принятии, в том, чтобы прибавлять им уверенности, пробуждая их веру. В том, чтобы надеяться вместе с ними, в том, чтобы избавлять их по мере возможности от различных угнетений, которые обусловлены тем, что в мире есть зло и оно действует. Марк не говорит о том, что ученики совершили какие-то экстраординарные поступки, не говорит о чудесах, потому что главным для них было в послушании исполнять наказ Иисуса.

Апостолы устали, и Иисус (получивший известие о казни Иоанна Крестителя), их наставник, грустит и решает дистанцироваться от той проповеди, которой Он занимался и которая Его утомляла. Поэтому Он говорит двенадцати: «пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». И Иисусу, как и каждому из нас, нужно иногда иметь мужество дистанцироваться от дел, от занятости, от шума, от водоворота дел.

Работать, вкладывать всю свою личность в серьезные занятия – это важно, и это свойственно человеку, но не менее важно и не менее свойственно человеку измерение одиночества, тишины, покоя. Если бы мы лучше слышали в своем сердце этот призыв, нам было бы легче найти «пустынное место» – для того, чтобы подумать, поразмышлять, слушая тишину, слушая свое сердце, слушая различные голоса, которыми Бог пытается говорить с нами. Если этого не делать, есть риск впасть в поверхностность, потеряться, не знать, куда идти.

Но толпа, которая в эти дни следует за Иисусом, настигает Его, более того – эта толпа приходит на пустынный берег озера раньше Его. Иисус, высаживаясь на берег, видит толпу, внимательно смотрит на нее: Его не занимает удовлетворение успехом, тем фактом, что множество людей ищет и находит Его, – нет, Он испытывает сострадание. Его сопереживание вызвано Его любовью к этим людям.

Да, эти люди не верят, они ищут Его по каким-то неясным побуждениям, но для Него они заслуживают Его сострадания. Они «овцы, не имеющие пастыря», у них нет того, кто даст им есть, нет того, кто позаботится о них. У них нет того, кто обратит к ним свое слово, чтобы поддержать их в этом трудном ремесле – ремесле жизни, нет того, кто развеет их сомнения и разрешит их противоречия. Видя свой народ, не имеющий пастыря, Иисус переживает сострадание Моисея; Он переживает сострадание пророков, видя рассеянный народ и неверных пастырей, которые этот народ используют.

Ему не остается ничего другого, как стать для этого народа «добрым пастырем»: Он, Сын, посланный в мир, послушно делает то, чего хочет Бог. Он начинает с того, что удовлетворяет тот голод людей, который они сами, возможно, осознавали не полностью – голод по Слову: они хотят, чтобы Иисус учил, чтобы Он «говорил им слово» (ср. Мк 2, 2). Это решающий момент: Иисус там, и Он говорит, потому что Он есть Слово Божье. Иисус говорит долго, как стоящий под ярмом: это ярмо милосердия, которое рождает в Нем сострадание к ним. Смилостивившись над апостолами, которые вернулись усталыми, Он отправил их отдыхать – теперь же Он прерывает собственный отдых, смилостивившись над толпой.

Только милосердие направляет Его и определяет Его действия. Это огромный урок для нас: в каждом нашем решении, в каждом нашем выборе решающий голос должен принадлежать милосердию. Если наши решения и наши действия не подчиняются милосердию, то нет в нас «тех же чувствований, какие во Христе Иисусе» (Флп 2, 5): чувств, которые являются человеческими, но в глубине своей – Божьими, чувств того, кто свят и являет свою святость среди народа через сострадание, и в чьем сердце милосердие выше справедливости.

Пастыри должны часто задавать себе вопрос, готовы ли они давать первенство тому, что важно для общины, а не собственному выбору и не собственным инициативам, даже хорошим. Они должны спрашивать себя: есть ли в них милосердие, то есть сострадательная любовь. Мы не должны забывать, что для христианства нет отдельно милосердия и отдельно справедливости. Есть только милосердие в справедливости или справедливость в милосердии.

Прежде чем дать хлеб, Иисус дает слово, чтобы насытить мужчин и женщин, следующих за Ним. Но вскоре Он даст им и хлеб.

Источник (ит.): monasterodibose.it

Перевод: Сергей Гуркин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии