«Мы посеяли семя». Итоги первой Генеральной Ассамблеи Синода о синодальности

29 октября в Риме завершилась первая Генеральная Ассамблея Синода епископов, посвященного синодальности. Этот Синод стал абсолютно новым опытом для Католической Церкви, не только потому что он построен как продолжительный процесс, а не как событие, но и в силу широкого вовлечения мирян по всему миру на разных этапах Синодального процесса вплоть до самой Генеральной Ассамблеи. По горячим следам Анастасия Бозио пробует разобраться с ожиданиями и итогами проделанной работы, а также просмотреть итоговый документ и комментарии отцов Синода.

Синод о синодальности официально начался в октябре 2021 года с консультаций на епархиальном уровне. Затем дискуссия вышла на континентальный этап, а завершится – второй Генеральной Ассамблеей в Риме в октябре 2024 года.

На протяжении всего процесса обсуждения затрагивался широкий спектр вопросов с целью преобразования церковных структур, чтобы сделать их более инклюзивными для всех членов Церкви. Некоторые из этих вопросов – женский диаконат, рукоположение женщин, принятие представителей ЛГБТК+ в Церкви – вызвали особенно острые дискуссии в прессе и в поместных Церквах по всему миру. Пока одни ждали от Синода либеральных реформ, другие беспокоились о неприкосновенности вероучения Церкви по этим трудным вопросам.

Чем же они там занимались?

Надо сказать, что сами участники Синода практически не вовлекались в публичную дискуссию, разве что отдельные члены на условиях анонимности, так как организаторы настойчиво просили участников воздержаться от интервью СМИ на протяжении всех четырех недель работы, а также сохранять конфиденциальность отдельных выступлений даже после окончания Генеральной Ассамблеи.

Эта просьба, в целом, встретила поддержку среди участников Синода. Так кардинал Сан-Диего Роберт МакЭлрой признался в интервью National Catholic Reporter 29 октября, что поначалу «очень скептически» отнесся к этой просьбе, но в дальнейшем «пришел к выводу, что она очень помогла рабочему процессу». Чикагский кардинал Блейз Купич в той же беседе сказал, что счел эти правила «очень раскрепощающими», потому что, благодаря им, «ни разу не было никаких дискуссий о том, что люди за пределами зала говорили о нас». Он добавил, что избыток информационного шума мог посягнуть на свободу людей говорить, но, к счастью, «ничто из этого не вторгалось в зал».

Кардиналы МакЭлрой и Купич. Фото: CNS/Lola Gomez

С другой стороны, бедность информации, поступавшей из стен Ватикана в дни работы Ассамблеи, рождала множество опасений и теорий заговора. Чувствуя эти настроения в прессе, участники и духовные наставники Синода в преддверии публикации итогового документа призывали верующих снизить ожидания больших перемен по актуальным темам.

Так, на пресс-конференции 27 октября британский доминиканец Тимоти Рэдклифф, который руководил духовными упражнениями для участников Синода перед открытием первой Генеральной Ассамблеи, а также сопровождал их духовными размышлениями на протяжении всего месяца работы, сказал: «Когда люди смотрят на Синод и видят в нем политические дебаты, они неправильно его понимают и боятся, потому что думают, что он может вызвать разделение и раскол, тогда как его цель вовсе не в этом».

Брат Алоис Лёзер, настоятель экуменического монашеского братства Тэзе, по итогам Ассамблеи признал, что поначалу в дискуссии присутствовал некоторый скептицизм, но сказал, что на протяжении всего процесса он видел «эволюцию, изменение в людях». «Была открытость и готовность слушать. Внутри Церкви существует огромное разнообразие, это ясно», — сказал он. Также он отметил, что Церковь может сыграть роль в преодолении идеологических разногласий: «Мы живем в мире, в котором все больше и больше страхов, больше забот, поэтому возникает искушение замкнуться в ловушке идеологий. Мы должны признать это. В Церкви же мы действительно можем идти против течения, против тренда».

Ссылаясь на критиков, которые утверждали, что прошедшую в Риме Ассамблею больше нельзя называть «Синодом епископов», учитывая присутствие мирян, в том числе женщин, в качестве полноправных членов с правом голоса, Тимоти Рэдклифф сказал, что до сих пор он участвовал в четырех Синодах, и этот месяц «гораздо яснее, чем любой другой Синод, в котором я участвовал, показывает, что значит быть епископом». «Он показывает епископа не как одинокого человека, а погруженного в диалог со своим народом, человека, который слушает, разговаривает и учится вместе с другими», — сказал он.

Отвечая на вопрос о разногласиях по поводу острых вопросов и о том, можно ли ожидать изменений по таким волнующим вопросам, как статус женщин в литургическом служении и взгляд на ЛГБТК+ персон, Рэдклифф ответил «нет» и использовал образ часов, чтобы пояснить подход Церкви к подобным вопросам: «Начиная с XVI века, нас соблазняет очень механический взгляд на мир: мир — это великий механизм, мир — это великие часы, Бог — великий часовщик. Политика очень часто рассматривается как средство решения проблем. Политики во всем мире теперь говорят, что хотят быть избранными, чтобы решить проблемы, но на самом деле нас интересует немеханическое общение», – сказал он. – «Церковь — это организм, тело, тело Христа, а это означает, что изменения являются органическими, даже психологическими, а не требуют быстрого решения», — сказал он.

Рэдклифф отметил, что многие католики «очень ждут перемен», но предупредил, что это неправильный взгляд на Синод: «Этот Синод собирается, чтобы увидеть, как мы можем быть Церковью по-новому, а не чтобы принимать решения», — сказал он, отметив, что речь идет о том, чтобы научиться слушать представителей разных культур и на каждом уровне.

Трансформация является целью прямо сейчас, а «более практические изменения произойдут позже», сказал он, отметив, что Церковь находится в начале этого процесса, и «будут неровности, будут ошибки, но мы в пути».

Лёзер сказал, что слушание было самой важной частью дискуссии и что оно было «действительно плодотворным», «но верно также и то, что сейчас мы не можем составить список результатов». «Это требует времени, и мы не знаем, какие плоды созреют в течение этого года. Мы посеяли семя, и нам придется подождать, чтобы увидеть, как будут развиваться события», — сказал он.

Отец Тимоти Рэдклифф, OP. Фото: Vatican Media

Итоговый документ: структура, ключевые темы и спорные пункты

Несмотря на обтекаемость всех этих суждений о Синоде, у него есть зримый плод, к которому мы можем обратиться. Это итоговый 40-страничный документ из трёх частей: Часть I. «Внимать каждому, начиная с жертв насилия»; Часть II. «Миряне и семьи»; Часть III. «Подготовка».

Первая часть охватывает такие темы, как синодальность и её определение, миссия, принятие и защита уязвимых (бедных, мигрантов, жертв злоупотреблений, людей с зависимостями, представителей меньшинств, пожилых, нерожденных детей и т.д.), участие верующих в политике и заботе об общем благе, приём беженцев и подлинное межкультурное общение между народами, борьба с расизмом и ксенофобией, отношения с Восточными Церквами и путь к христианскому единству.

Вторая часть касается сопровождения с должным уважением женщин в Церкви, проблем клерикализма и мачизма, необходимости дальнейшего богословского и пастырского исследования вопроса о доступе женщин к диаконату, проблем дискриминации и злоупотреблений в Церкви (в том числе в общинах богопосвященной жизни), подготовки диаконов, безбрачия как дисциплинарного обязательства в Латинской Церкви, роли епископов.

Третья часть обращается к вызовам воспитания и формации, включая цифровую среду, искусственный интеллект, темы гендерной идентичности и сексуальной ориентации, полигамии и ряд других тем, постоянно подчеркивая важность выслушивания людей, которые чувствуют себя маргиналами в Церкви.

Каждый раздел разделен на точки соприкосновения, вопросы, которые необходимо решить, и предложения на будущее.

Что касается женщин, в документе говорится: «Необходимо срочно гарантировать, чтобы женщины могли участвовать в процессах принятия решений и брать на себя ответственность в пастырской заботе и служении». Отмечая, что Папа Франциск назначил нескольких женщин на высокие посты в Ватикане, в документе говорится, что «то же самое должно произойти и на других уровнях Церковной жизни».

Фото: CNS/Vatican Media

Документ не содержит четкой позиции или предложения касательно женского диаконата, а просто констатирует, что пастырские и богословские исследования женского диаконата «должны продолжаться», опираясь на исследования, уже проведенные двумя комиссиями, которые Папа учредил для изучения данного вопроса. При этом результаты дальнейших исследований по этой теме должны быть представлены на заключительной Ассамблее Синода в следующем году.

Было отмечено, что клерикализм, «шовинизм» и злоупотребление властью наносят ущерб свидетельству и общению Церкви, а также рассматривалось влияние сексуальных и финансовых скандалов.

Также обсуждалась эксплуатация монахинь: в тексте говорится, что необходимо решить проблему богопосвященных женщин, которых часто рассматривают как дешевую рабочую силу и нанимают с небольшой оплатой или вообще без нее. Был также сделан призыв включать больше женщин в программы формации и обучения для священников.

Несмотря на неоднократные упоминания ЛГБТК+ сообщества в ходе дискуссий, а также указание на необходимость найти способы более гостеприимно относиться к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, в документе вообще не употребляются термины «ЛГБТК+» и «гомосексуальность».

На самом деле, использование термина «ЛГБТК+» оспаривается многими епископами и богословами, которые утверждают, что оно ошибочно представляет сексуальное влечение человека и/или чувство пола как основополагающую часть его или ее идентичности. Другие, однако, настаивают на том, чтобы церковные документы включали эту терминологию, которая популярна в светских западных обществах, но встречает сильное сопротивление в таких местах, как Африка и Восточная Европа.

Возможно, именно поэтому в первоначальном проекте итогового отчета упоминалось, что участники Синода говорили не о «людях ЛГБТК+», а о «людях, которые идентифицируют себя как ЛГБТК+». Многие католики считают эту формулировку менее проблематичной, поскольку она использует «ЛГБТК+» как субъективную идентификацию, а не состояние бытия.

Однако в самом итоговом документе формулировка «ЛГБТК+» не встречается ни в каком виде. Вместо этого в том месте, где в проекте говорилось о «людях, идентифицирующих себя как ЛГБТК+», в документе говорилось о «людях, которые чувствуют себя маргинализированными или исключенными из Церкви из-за своего семейного положения, идентичности и сексуальной ориентации».

Также, когда итоговый документ говорит о необходимости безоговорочного принятия тех, кто чувствует себя маргинализированным в Церкви, он содержит и уточнение, что это принятие «не означает отказа от ясности в изложении евангельской вести о спасении или одобрения какого-либо мнения или позиции», и что Иисус в Священном Писании «открыл новые горизонты тем, кого Он слушал, без каких-либо условий, и мы призваны поступать так же».

Ещё одна горячая тема – продолжающийся кризис, связанный со случаями сексуального насилия со стороны духовенства. Итоговый документ предлагает создать дополнительные структуры для предотвращения злоупотреблений, включая возможность создания нового органа для рассмотрения случаев сексуального насилия, который не полагается на епископов.

«Деликатный вопрос борьбы со злоупотреблениями ставит многих епископов в трудную ситуацию, когда им приходится совмещать роль отца с ролью судьи», — говорится в документе. – «Необходимо изучить целесообразность передачи судебных задач другому органу, который будет определен канонически». Кроме того, в документе содержится рекомендация, чтобы женщины получили необходимое образование, «чтобы и они могли быть судьями во всех канонических процессах».

«Случаи различного рода злоупотреблений, с которыми сталкиваются представители монашеских общин и члены объединений мирян, особенно женщины, сигнализируют о проблеме в осуществлении власти и требуют решительного и надлежащего вмешательства», – говорится в документе, а также, что «конкретные жесты покаяния» необходимы для адекватного ответа на кризис, растянувшийся на десятилетия.

Поиск консенсуса

«Церковное распознавание, основанное на взаимном выслушивании, чтобы понять, куда Дух ведет Церковь, основано на критерии консенсуса», — сказал мальтийский кардинал Марио Грек, генеральный секретарь Синода епископов.

Другая важная фигура из числа организаторов – кардинал Жан-Клод Холлерих – подчеркнул на пресс-конференции после голосования за пункты итогового документа, что «ожидалось, что некоторые вопросы встретят большее сопротивление. Удивительно то, что многие проголосовали за, что указывает на то, что сопротивление было не таким значительным, как ожидалось».

Фото: CNS/Vatican Media

По данным организаторов Синода, 364 делегата с правом голоса предложили 1251 поправку к проекту текста — 1125 от малых групп и еще 126 от отдельных лиц. Запросы на внесение поправок касались отдельных параграфов и могли требовать изменений, дополнений или исключений.

Как и большинство заседаний Синода, информация о процессе внесения поправок, например, сколько поправок было внесено по каждому параграфу и чего они просили, остаётся конфиденциальной.

Группа авторов итогового документа получила эти поправки в четверг, 26 октября, и у них было чуть более 24 часов, чтобы синтезировать все запросы на изменения в новую версию документа, которую участники Синода получили в субботу, за несколько часов до окончательного голосования.

Учитывая количество поправок и нехватку времени для их внесения, многие сомневались, что авторы смогут изменить текст настолько, чтобы удовлетворить всех членов Ассамблеи. В результате возникли опасения, что некоторые пункты не получат большинства в две трети голосов, необходимого для включения в документ, или что само голосование будет существенно задержано.

И хотя голосование состоялось позже, чем ожидалось, вероятно, оно того стоило для организаторов, поскольку каждый параграф отчета получил необходимый уровень поддержки, и Ассамблея завершила свою почти четырехнедельную работу на ноте единства.

Напутствие Святейшего Отца

Закрывая первую Генеральную Ассамблею Синода о синодальности в воскресенье, 29 октября, Папа Франциск сказал участникам, что процесс еще не завершен, призвав их сделать приоритетом любовь к Богу и ближним – то, что освобождает нас от эгоизма и привязанности к личным интересам.

Опираясь на евангельское чтение дня, в котором Иисуса спрашивают, какая заповедь превыше всего, Папа в своей проповеди на Мессе в Соборе св. Петра сказал, что Иисус ясно отвечает, что самый важный закон – это любить Господа превыше всего и любить ближнего, как самого себя.

Эта заповедь выражается как через поклонение, так и через служение, сказал Святейший Отец, уточняя, что поклоняться Богу означает признавать, «что только Он один является Господом и что наша личная жизнь, путь странствия Церкви и конечный результат истории – все зависит от Его нежной любви.

Понтифик заметил, что в Святом Писании любовь к Богу часто связана с борьбой с идолопоклонством, и что «те, кто поклоняются Богу, отвергают идолов, потому что, в то время как Бог освобождает, идолы порабощают».

«Идолы обманывают нас и никогда не осуществляют того, что обещают, потому что они – дело рук человеческих… Идолы создаются и управляются людьми, в то время как Бог, Живой Бог, не является тем, кем я Его представляю».

По словам Папы, всегда нужно бороться с идолопоклонством мира сего, которое часто проистекает из тщеславия, жажды успеха, самоутверждения любой ценой, алчности, искушения карьеризма. Нужно также бороться с идолопоклонством, «маскирующимся под духовность», превозносящим собственные религиозные идеи и свою «пастырскую доблесть». В центре должен быть Господь, а не Его служители, поэтому так важно поклонение, подчеркнул Папа и призвал священников каждый день духовно приближаться к Иисусу, Доброму пастырю, перед дарохранительницей.

«Мы всегда рискуем думать, что можем «контролировать Бога», что мы можем ограничить Его любовь нашими собственными планами. Он же действует всегда непредсказуемо и, следовательно, требует изумления и поклонения», — сказал Понтифик.

Фото: Vatican Media

Он разъяснил также и второй глагол, определяющий евангельскую любовь: «служить». В великой заповеди Христос связывает Бога и ближнего, потому что подлинная религиозность не может быть глухой к отчаянным крикам несчастных.

«Невозможно любить Бога, не заботясь о ближнем, – иначе мы рискуем стать фарисеями. У нас может быть много прекрасных идей по реформированию Церкви, но давайте помнить: поклоняться Богу и любить братьев и сестёр Его любовью – это и есть великая и вечная реформа. Церковь должна быть Церковью богослужения и служения, которая омывает ноги израненному человечеству, сопровождает уязвимых, слабых и отверженных, с нежностью выходит навстречу самым бедным, – подчеркнул Папа. – Я думаю о жертвах жестоких войн, о страданиях мигрантов, о скрытой боли людей одиноких и нищих, раздавленных бременем жизни, у кого нет больше слёз и голоса. Как же часто за красивыми словами и убедительными обещаниями поощряются формы эксплуатации или ничего не делается для их предотвращения! Эксплуатация слабейших – тяжкий грех, который разъедает братство и разрушает общество. Мы, ученики Иисуса, хотим принести в мир иную закваску – евангельскую, когда на первом месте Бог и Его избранные – бедные и слабые».

Святейший Отец поделился мечтой о Церкви, которая будет служить самым малым, о Церкви – открытом порте милосердия, которая никогда не требует «аттестата о примерном поведении», но принимает, служит, любит и прощает.

Подводя итог работы синодальной ассамблеи, епископ Рима сказал: «В этом ‘общении со Святым Духом’ мы ощутили нежное присутствие Господа и открыли для себя великолепие братства. Мы слушали друг друга и, прежде всего, – в богатом разнообразии наших историй и чувствительности внимали Святому Духу. Сегодня ещё не видно всех плодов этого процесса, но уже можно прозорливо взглянуть на открывающийся горизонт: Господь будет вести нас и помогать становиться всё более синодальной и миссионерской Церковью, которая поклоняется Богу и служит современникам, чтобы нести всем людям утешительную радость Евангелия».

В конце проповеди Папа сердечно поблагодарил участников Синода за совместный труд, умение слушать и вести диалог: «Да возрастаем мы в поклонении Богу и в служении ближнему, и да сопровождает нас Господь; будем же с радостью идти вперёд!»

Анастасия Бозио

По материалам National Catholic Reporter, Crux now, National Catholic Register и Русской редакции Vatican News

Фото обложки: CNS/Lola Gomez

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии