Христианский взгляд на природу одиночества

Существуют многообразные интерпретации одиночества. Большинство из них определяют одиночество как состояние одинокого человека, то есть отделенного и отдаленного от других себе подобных. Николай Чирков предлагает посмотреть на это понятие в свете христианской веры.

«В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди – и только люди замыкаются в одиночестве».

Антуан де Сент-Экзюпери

Пусть эта фраза Антуана де Сент-Экзюпери поможет нам отвлечься от тех интерпретаций одиночества, что предлагают всевозможные направления психологии, и послужит для того, чтобы лучше понять природу одиночества и её связь с желанием человека к созиданию и поиску смысла своего существования.

Одиночество в христианском прочтении не несет в себе положительных коннотаций, относится к области чувств, а не физического состояния человека. К проблеме одиночества обращались многие Отцы Церкви и богословы и все они для своих рассуждения черпали из одного общего источника – Священного Писания.

Тема одиночества появляется уже в первой книге Ветхого Завета, Книге Бытия, в описании времен праотца Адама и праматери Евы. Помните, что когда человек пребывал в Эдемском саду один, ему не было знакомо одиночество. Адам не ощущал себя одиноким, так как глубоко осознавал присутствие Другого – абсолютного, совершеннейшего Существа – Бога рядом с собой. Это Присутствие являлось несомненной основой бытия для Адама и осознание Его давало смысл его жизни. Лишь попытка познать Непознаваемого и вместить Невместимого могла полностью закрыть заложенную в человеке безграничную потребность в познании и общении. После грехопадения человек собственным волевым решением расторг единство с Богом и стал одинок. То есть он перестал ощущать присутствие Бога рядом с собой, что повлекло за собой утрату смысла, своего предназначения.

Однако это не умаляет того достоинства, что человек является венцом творения. Сотворенный по образу и подобию Бога. Сам Бог определил природу одиночества: нехорошо было быть Адаму одному, поэтому, сказал Господь Бог, «сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). В книге Екклесиаста говорится: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4:9-12). Из этого мы отчетливо видим, что Бог не сотворил человека для одиночества. Он со всей любовью к Своему творению вложил в него потребность в любви, принятии со стороны другого, в понимании, дружбе и общении со своим Создателем. Когда эта потребность остается неудовлетворенной, человек начинает себя чувствовать несчастным, опустошенным и одиноким.

Истинная природа одиночества предлагает нам открытость, чтобы выйти навстречу Другому. Одиночество можно воспринимать как неполноценность, заключенную в нехватке взаимоотношений, общения и взаимопонимания, любви, принятии и заботы. То есть это изолированность от других. Итальянский католический священник, основатель движения «Сomunione e Liberazione» Луиджи Джуссани приводит очень тонкое и ясное определение одиночества в христианстве: одиночество – это не означает быть самому, ведь можно находиться среди миллионов людей и чувствовать себя одиноким. Одиночество – это отсутствие смысла, если присутствие этих людей не дает смысла твоему существованию. Мы чувствуем себя одинокими не потому, что мы одни, а потому что нам не хватает смысла, который дает перспективу и глубинное содержание мгновению, который соединяет нас с другими людьми и вещами. Тогда возникает вопрос, где и как можно открывать этот смысл? В компании – то есть, там, где есть реальное живое общение, где каждого объединяет общий смысл. То есть там, где присутствует Тот, Кто и есть смысл. Как же найти эту сокровенную компанию? В глубине каждого из нас заложено желание искать смысл. С таинством крещения мы принимаем это вызов – искать и открывать смысл своего существования. Этот поиск сопровождается компанией – Церковью, в которой мы живем и взрослеем. На глубоком психологическом уровне мы крепко связаны с другими людьми. Лишенные общения и компании, мы увядаем. Если убрать все связи с остальной частью человечества, мы станем отрезаны от наших корней и будем менее человечными. Компания Церкви помогает нам раскрывать свою человечность во всей её полноте и красоте, непрестанно творимой Богом.

По мере осознания самого себя до конца, человек ощущает в глубине себя Иного. Это тот уровень природы, на котором он замечает, что он сам себя не творит, что есть кто-то иной: я существую, ибо я сотворен. В силу того сознательно сказать «Я есть», в понимании своего человеческого масштаба, можно лишь тогда, когда это совпадает с фразой «Я создан». Через встречу с Другим мы открываем для себя инаковость. Это способ постижения окружающего мира и, следовательно, Бога. Святой Августин, выдающийся Отец Церкви, считал одиночество чувством неспокойности и мятежности, тоской сердца по Богу: «Боже, ты сотворил нас для себя и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – писал он в свой автобиографии, известной всем под названием «Исповедь». Тут мы отчетливо видим эту потребность – обрести себя самого и найти свое место. На пути открытия Бога как великой Любви, беспрерывно дарующей Себя и позволяющей быть мне здесь и сейчас. Иными словами, есть Иной, Который хочет, чтобы я был, для Которого мое существование ценно и благодаря которому я никогда не один. Осознание того, что я не одинок, дает присутствие Иного. Для христианина оно является самым большим вызовом для его разума и свободы. Это ответ на поиски смысла. Присутствие, которое перед человеком, сознающим свое структурное бессилие, открывается как подлинная компания. Наиболее тонко это выражено в книге Иеремии: «Любовью вечной Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). То есть мы видим как глубоко Бога растрогало наше положение, наша малость и наше одиночество, которое мы не в состоянии победить собственными усилиями, что Он послал в мир Своего Сына, чтобы мы не чувствовали себя одинокими.

Если мы вернемся к последней части фразы Экзюпери, с которой началось это размышление («и только люди замыкаются в одиночестве»), то мы увидим, что на самом деле тут говорится о чувстве, отправляющем нас на поиски Иного – Бога. Именно это чувство заставляет желать уединения. Но уединение – это не чувство, а состояние. И вот в этом состоянии уединения мы начинаем внимать тому тихому внутреннему голосу Создателя, который заложен в нас и исходит из глубин наших сердец. Этот голос дает нас ясное ощущение ежесекундного присутствия Бога рядом. Поэтому в состоянии уединения чувство одиночества испаряется, но на его место приходят другие чувства – тихой радости, спокойствия, принятия и защищённости. И это осознание и ощущение непрерывного Присутствия рядом с нами открывает смысл нашего существования. На самом деле, человек никогда не бывает один, если только он сам не прилагает усилия для собственной изоляции от других, но стоит ему лишь открыть свое сердце Богу, и стоящий рядом Христос войдет в него: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Николай Чирков

Фото: LA SOLITUDINE, Николай Чирков. Санкт-Петербург, 2010

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии