Приходы: Великий Новгород

В 2023 году приход Великого Новгорода отмечает 130-летие со дня освящения своего храма Святых Апостолов Петра и Павла, а также 30-летие с момента возрождения новгородской католической общины. Об истории католичества на древней Новгородской земле и храме Святых Апостолов Петра и Павла Ольге Хруль рассказала Анастасия Моторина, библиотекарь прихода, автор готовящейся к изданию книги «Католичество и католический храм Святых Апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде».

Католичество в средневековом Новгороде

Великий Новгород – один из древнейших городов России. Точное время его основания неизвестно. Первое письменное упоминание о городе относится к 859 году, с которого и ведется отсчет новгородской истории. В XI-XV веках Новгород являлся крупным центром летописания и образования. Среди самых разных слоев его населения, включая женщин и детей, была широко распространена грамотность, что подтверждается многочисленными археологическими находками.

Высокий уровень культурного развития Новгорода – результат религиозного просвещения общества и наличия обширных внешних связей. Обращение его жителей в христианскую веру началось в конце X века. Как и остальное население Руси, они приняли христианство по византийскому образцу. Но уже вскоре на Новгородской земле появились и те, кого позднее стали называть католиками. Едва ли найдется в России город, где Католическая Церковь имела бы столь древнюю и богатую историю, как в Великом Новгороде.

В Средние века Новгород представлял собой важный центр международной торговли. Он связывал Русь с Западной Европой. Основным экономическим партнером Новгорода на Западе была Ганза – мощный союз торговых городов Северо-Западной Европы. По этой причине в городе существовали европейские торговые дворы. В конце XI – начале XII века подобную факторию открыли в Новгороде купцы с расположенного в Балтийском море острова Готланд.

Некоторые исследователи полагают, что первоначально Готский двор находился на Торгу (главной торговой площадке Новгорода), а с XIII века переместился за его пределы, южнее Ярославова дворища (историко-архитектурный комплекс на Торговой стороне города), на берег реки Волхов, в сторону Михайловой улицы. Приблизительно в то место, где сегодня можно увидеть гостиницу «Россия» (набережная Александра Невского, 19/1). В 1117 году (по другим сведениям, в конце XI века) на Готском дворе была возведена церковь во имя святого Олафа.

Олаф II (Олаф Харальдссон, 995-1030), король Норвегии (1015-1028), в 1027 году в союзе со шведами совершил неудачное нападение на Данию, после чего в 1028 году бежал в Швецию, а оттуда – в Новгород. Прибыв сюда вместе с малолетним сыном Магнусом, будущим королем Норвегии и Дании, он получил прибежище у князя Ярослава Мудрого. Олаф прожил в Новгороде около двух лет. Согласно скандинавским письменным источникам, по молитвам норвежского правителя в период его здесь пребывания совершались явные чудеса – например, исцеление смертельно больного мальчика.

Чудеса происходили и после того, как конунг трагически окончил свою земную жизнь. Среди таких случаев – прекращение в Новгороде пожара при содействии католического священника, вынесшего из храма образ святого Олафа и выставившего его против огня. Другим эпизодом было дарование речи немому рабу, освобожденному одним из купцов и прибывшему в Новгород, где он, заснув на богослужении в церкви Святого Олафа и увидев во сне ее патрона, обрел способность говорить. Олаф является последним по времени западным святым, жившим до разделения Церкви (1054 год) и почитаемым как католиками, так и православными.

Одна из икон святого Олафа в новгородском храме Свв. Апп. Петра и Павла. Фото: Ольга Хруль

Есть данные, указывающие на то, что деревянный храм могли построить еще раньше – вскоре после того, как в Норвегии произошла канонизация Олафа. После пожара 1152 года церковь отстроили заново, а после пожара 1181 года выстроили уже в камне. Этот храм неоднократно упоминается в новгородских летописях. Известный археолог, доктор исторических наук, профессор Е.А. Рыбина утверждает, что после сильных пожаров первой половины XIV века, значительно повредивших даже каменные храмы Новгорода, церковь Святого Олафа больше не восстанавливалась.

Как сообщают летописи, при церкви Святого Олафа купцы из Готланда хранили свой товар, а новгородцы называли ее «варяжской божницей». В 2007 году на раскопках, проводившихся на территории Ярославова дворища, нашли пломбу XV века с изображением святого Олафа. А в 1970 году была обнаружена берестяная грамота (№ 488), датируемая концом XIV – началом XV века и написанная на латинском языке. Грамота содержит строки из Псалтири, упоминание Девы Марии и указание на богослужебные евангельские чтения. Наличие в Новгороде католического храма, посвященного святому Олафу, подтверждается как русскими, так и скандинавскими источниками.

Несмотря на греческое влияние в религиозной жизни Руси, новгородцы поначалу не придавали особого значения произошедшему между Римом и Константинополем расколу. О данном факте свидетельствует, к примеру, исторический документ «Вопрошание Кириково», созданный примерно в середине XII века монахом новгородского Антониева монастыря. В этом сочинении, где нашли отражение вопросы догматически-канонического характера, упоминается о том, что жители Новгорода иногда обращались за требами (церковными обрядами) к «варяжским попам» – католическим священникам.

Сам Антониев монастырь был основан святым Антонием Римлянином, который, по преданию, приплыл в Новгород на камне. В его житии, составленном в XVI веке, сказано, что происходил он из Рима. Однако это является спорным, ведь «римлянами» новгородцы могли называть представителей разных народов Западной Европы. Тем не менее, примечателен факт того, что у истоков новгородского монашества стоял человек, прибывший в начале XII столетия с латинского Запада.

Из работ филологов-германистов Е.Р. Сквайрс и С.Н. Фердинанд ясно, что ганзейские купцы, в свою очередь, не делали различий между католичеством и православием, а наоборот, подчеркивали: и то и другое есть христианство, которое должно объединять всех. Торговые связи, по мнению ученых, в то время как нельзя лучше способствовали развитию терпимости, в том числе и веротерпимости.

Архимандрит Августин (Синайский) в своем очерке «Разбор мнений о католичестве древней России (X-XV в.)» (1899 год) писал так: «Есть основание думать, что Новгород в средние века вообще менее других русских городов был неприязнен по отношению к западной церкви». Среди способствовавших тому факторов он называл следующие: «Отдаленность его [Новгорода] от Греции, ранние его сношения с другими городами, особенно с ганзейскими, и торговля, какую он вел с иноземцами».

Как считают исследователи, под влиянием католического Запада в XII столетии в Новгороде стали особо почитать святого Николая Мирликийского, культ которого был распространен в Европе. В 1136 году на Ярославовом дворище построили величественный собор, посвященный святому Николаю (собор сохранился до наших дней). А в 1153 году в Новгороде возвели церковь в честь святого Климента, Папы Римского, которая дошла до нас, будучи заново выстроенной в XVI веке.

В 1136 году, после изгнания князя Всеволода Мстиславича, в Новгородской земле установилось республиканское (вечевое) правление. По сути, на территории Руси возникло отдельное независимое государство – Новгородская республика с центром в Новгороде, который со второй половины XII века именуется Великим Новгородом. В конце XII столетия Новгородской республикой был заключен международный договор с Готландом и немецкими городами. Договор регулировал и торговые отношения. С этого времени Новгород полноценно включился в деятельность Ганзейского союза.

Тогда же, в конце XII века, рядом с Ярославовым дворищем, между средневековыми улицами Большая Пробойная и Ильина, в Новгороде открыли двор немецкие купцы. Возможно, это было сделано при содействии немецкой общины Готланда. Источники свидетельствуют, что в 1192 году на Немецком дворе появился каменный двухэтажный католический храм в честь святого Апостола Петра.

В иностранных источниках торговый двор немецких купцов в Новгороде называли исключительно Двором Святого Петра – по названию храма. «Дано в Новгороде и скреплено печатью Святого Петра» – такими словами завершалось большинство ганзейских посланий. В этой церкви тоже хранили товары, весы и гири для взвешивания серебра, а также казну и документы. И днем, и ночью она надежно охранялась самими купцами, которые по очереди несли дежурство. Если все купцы вместе со священником покидали двор, они опечатывали ключи и передавали один на хранение новгородскому владыке, другой – игумену новгородского Юрьева монастыря.

Католический священник, кроме богослужебных обязанностей, исполнял еще и функции писаря. А староста храма являлся послом Ганзейского союза в Новгороде. С XIV века Немецкий двор стал важным центром ганзейской торговли. Немецкие купцы занимали на правах аренды и Готский двор. Церковь Святого Петра была главным символом присутствия католического мира в средневековом Новгороде.

На протяжении долгих лет археологи искали точное расположение Немецкого двора. Найти его следы удалось в ходе раскопок 2022 года. Было найдено место въезда в факторию к северу от мостовой Большой Пробойной улицы. В слоях XIII-XIV веков среди прочих артефактов обнаружили фрагменты кровли храма Святого Петра. В наши дни данная территория находится в квадрате улиц Большая Московская, Ильина, Михайлова и Никольская.

В XV столетии, ввиду ряда внутренних и внешних причин, Новгородская республика оказалась не способной и дальше сохранять независимость и противостоять давлению Москвы, стремящейся объединить русские княжества под своим началом. В Шелонской битве 1471 года новгородцев разбило войско Ивана III. А в 1478 году Новгород был присоединен к Великому княжеству Московскому. Новгородская республика прекратила существование. Международная торговля прервалась. Затем ее возобновили, однако в 1494 году московский царь распорядился закрыть ганзейскую контору в Новгороде.

После разрыва торговых связей с Европой Новгород поначалу сохранял контакты с Католической Церковью. Так, в конце XV века в городе жил и трудился человек по имени Вениамин – священник и монах из Ордена доминиканцев. Историки считают, что он мог иметь чешское, хорватское или словенское происхождение. По просьбе новгородского архиепископа Геннадия отец Вениамин принял участие в составлении полного корпуса библейских книг на церковнославянском языке. Он перевел с латыни многие ветхозаветные книги, отсутствовавшие в славянской традиции. Благодаря этому в Новгороде в 1499 году был создан первый в России полный библейский кодекс, который получил название «Геннадиевская Библия». Доминиканец также являлся автором и соавтором ряда церковных сочинений, написанных при дворе архиепископа.

В 1514 году в Новгороде вновь открыли представительство Ганзейского союза, однако прежнего успеха в торговых отношениях с некогда вольным городом зарубежные купцы достичь уже не могли. Из летописей следует, что в 1541 году на Торговой стороне произошел пожар, во время которого вместе с различными постройками сгорели иностранные торговые дворы. После этого упоминание о них, как и о новгородских католических храмах, в источниках больше не встречается. В изменившихся политических и экономических реалиях потребности содержать латинские церкви больше не было.

Древние католические храмы Новгорода не сохранились до наших дней. Но в городе можно увидеть уникальный для средневековой Руси памятник готической архитектуры – Владычную (Грановитую) палату, в строительстве которой принимали участие немецкие мастера-католики. Ее начали возводить в 1433 году рядом с Софийским собором, на Владычном дворе, служившем резиденцией новгородских архиепископов. Владычная палата является одной из старейших сохранившихся гражданских построек России, а также единственным в стране памятником гражданской архитектуры, выполненным в готическом стиле: стрельчатые окна и арки, вимперги и другие элементы готики, в парадном зале – нервюрные своды.

А главный вход в новгородский Софийский собор, древнейший действующий христианский храм России (дата постройки – 1050 год), украшают бронзовые Магдебургские врата – еще одно творение рук католических мастеров. Они были созданы в середине XII века в немецком городе Магдебург и, скорее всего, предназначались для собора Успения Пресвятой Девы Марии в Плоцке. Однако во второй четверти XV века врата появились в Новгороде. По одной из версий, они стали воинским трофеем новгородцев. В середине XV столетия после реставрации их установили в западном портале Софийского собора.

Магдебургские врата

На Магдебургских вратах помещены рельефные изображения сцен из Ветхого и Нового Заветов. Также на них присутствуют фигуры католических священнослужителей, в числе которых Магдебургский епископ Вихман и Плоцкий епископ Александр. Над композициями вырезаны латинские надписи, рядом – перевод на древнерусский язык.

Плоцкий епископ Александр с диаконами на Магдебургских вратах

Новгородские католики в XIX веке

На протяжении нескольких столетий католические храмы в Новгороде отсутствовали. Если в этих краях и проживали католики, их число было крайне малым. Католичество на Новгородчине вновь заявило о себе во второй половине XVIII века вследствие раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Восточные земли Польши вошли в состав Российской империи, правители которой, начиная с Екатерины II, начали проводить целенаправленную политику переселения поляков в русские земли. Появились представители этого народа и в Новгороде.

В первой половине XIX века количество переселенцев католического вероисповедания в Новгородской губернии выросло. И всем им требовалось духовное окормление: Крещение, Исповедь, Причастие, сочетание браком, отпевание. В 1838 году в Новгороде открылась католическая часовня, которую часто называли каплицей. В разные годы она находилась в разных зданиях. Изначально часовню посещали католики военных поселений Новгородской губернии, а служил в ней военный капеллан. Также в то время в 25 верстах (примерно 27 км) от Новгорода имелась полковая часовня при Штабе корпуса Второго округа пахотных солдат Новгородского уезда. Позже она стала часовней Кадетского корпуса. Размещалась в казенном доме.

К 1858 году в Новгородском уезде проживало 303 католика (177 мужчин, 126 женщин). В 1860 году их было уже около 420. Подобные сведения предоставляют Памятные книжки Новгородской губернии, ежегодно издававшиеся Новгородским губернским статистическим комитетом и хранящиеся ныне в фондах Новгородской областной библиотеки и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Священники объезжали уезды Новгородской губернии, где жили люди католического вероисповедания.

В 1862 году все католики губернии были причислены к новгородской часовне, прежде предназначавшейся только для военных и содержавшейся за их счет. К 1869 году часовня располагалась на втором этаже деревянного дома купца Соловьева. Вместить она могла далеко не всех членов католической общины, которая все более возрастала. Священники просили у светских властей разрешения построить постоянный храм.

После разгрома Польского восстания 1863-1864 годов численность католиков в Новгородской губернии увеличилась еще больше, так как сюда под надзор полиции прибыло много ссыльных поляков. В фондах Государственного архива Новгородской области (ГАНО) хранится значительный массив документов, отражающих их имена и судьбы. Среди ссыльных оказались и некоторые священнослужители – отцы Михаил Глембоцкий, Бонавентура Гавельчик, Станислав Скульский и другие. Представители духовенства считались главными идейными вдохновителями восстания. Опальным священникам, как правило, запрещалось отправлять религиозные культы в присутствии народа. Совершать богослужения и требы они могли только для себя.

Самым известным ссыльным являлся епископ Плоцкий Винсент Феофил Попель (с 1883 года – архиепископ Варшавский), который проживал в Новгороде с 1868 по 1875 год. Вскоре после приезда он начал служить публичную Мессу в новгородской католической часовне, но со стороны властей последовал запрет на подобную деятельность. Разрешалось служить лишь в собственной домовой каплице, без приглашения других людей. Однако позволили допускать к епископу капелланов из состава ссыльных священников.

Епископ Винсент Попель

Владыка имел в Новгороде своего повара и собственную карету. Его содержание обходилось провинциальному городу весьма дорого. Доктор наук, профессор Б. Ковалев выяснил из архивных документов, что в Новгородской казенной палате был открыт кредит на содержание епископа. С 1 сентября 1868 по 1 января 1869 года он составлял 1 тысячу рублей. Для сравнения: другие ссыльные получали всего 5-7 рублей в месяц. При этом все перемещения и вся переписка епископа тщательно отслеживались.

В 1864 году количество католиков в Новгородской губернии выросло почти до 2 тысяч человек. Одни политические ссыльные по окончании срока наказания возвращались домой, другие оставались, обзаводились жильем, вступали в брак, занимались тем или иным трудом. Кроме них, на Новгородской земле проживало немало выходцев из Польши, не имевших никакого отношения к событиям в Царстве Польском.

В 1874 году, после долгой переписки с властями, новгородские католики, наконец, смогли приобрести землю для постройки церкви – усадьбу отставного капитана П.А. Александрова, расположенную на углу Петербургской и Мининской улиц. Позднее община выкупила еще и смежный участок земли с садом. К имевшемуся на территории усадьбы одноэтажному деревянному флигелю пристроили колокольню и приспособили данное сооружение под храм. Значимую роль в этом сыграл священник Илья Баранцевич, занимавший должность вице-курата храма (впоследствии – курата и капеллана).

Деревянный католический храм Новгорода. Фото 2-й пол. XIX в.

В 1876 году число католиков в самом Новгороде составляло 653 человека (411 мужчин, 242 женщины) при общем количестве жителей города в 17374 человека. Назначения католических священников в Новгороде, как и в других городах страны, контролировались властями. Кандидатуру направляемого на служение должны были одобрить Министерство внутренних дел и новгородский губернатор. В остальном светские власти не чинили особых препятствий для исповедания католиками своей веры.

В 1882 году настоятелем новгородского католического прихода стал приехавший в город военный капеллан, магистр богословия, каноник Феликс Иосифович (Осипович) Пиотровский. В январе 1891 года в деревянном католическом храме случился пожар. Актер, издатель, публицист Н.И. Богдановский, который первым из новгородцев познакомился с отцом Феликсом в день приезда священника в Новгород, оказался очевидцем проявленного им во время того пожара героизма. На страницах своей газеты «Волховской листок» Нил Богдановский писал, что отец Феликс «с опаленными волосами и обожженными руками вынес Святые Дары из горевшего алтаря, рискуя быть заживо сгоревшим».

Священник Феликс Пиотровский. Новгород. 1904 г. Фотоателье А.Ф. Глазачева

Богдановский сообщил о происшествии в одну из российских газет. После этого с разных концов страны от людей, восхищенных самоотверженным поступком священника, стали поступать пожертвования на строительство в Новгороде нового – каменного – католического храма. Среди жертвователей были и новгородские католики. Крупные денежные суммы внесли В.Я. Данилевич, К.С. Садовский, К. А. Симон и другие. Почти все свои деньги отдавал на возведение храма и сам отец Феликс. 5 тысяч рублей выделило государство.

Католический храм и его община в дореволюционном Новгороде

В Российском государственном историческом архиве хранится дело «О постройке каменной римско-католической церкви в городе Новгороде», из которого значится, что проект храма был утвержден 31 мая (по старому стилю) 1891 года. А в праздник Святых Апостолов Петра и Павла (29 июня) неподалеку от места, где находилась сгоревшая деревянная церковь, был заложен первый камень в основание нового храма. По ходатайству церковного совета вместо предполагавшихся плоских бревенчатых перекрытий Губернское правление разрешило выстроить каменные своды. По этой причине толщину стен следовало увеличить на один кирпич. 8 сентября (по старому стилю) 1893 года Могилевский епископ Франциск Сымон освятил храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

Новгородский католический храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Фото конца XIX / начала XX в.

Автор проекта храма доподлинно неизвестен. Существует мнение, что им мог быть знаменитый архитектор К.А. Тон. Однако наиболее вероятная версия – храм воздвигли по проекту новгородского губернского архитектора Райнольда Казимировича Кржижановского. Этот человек являлся прихожанином храма Святых Апостолов Петра и Павла. Он же участвовал в совершении сделки по покупке католической общиной в 1874 году земли для строительства церкви. В 1894 году в храме торжественно отмечали его 50-летний юбилей служения на архитектурном поприще Новгородской губернии.

Р. Кржижановский. Портрет из журнала «Зодчий» (1913 г.)

Церковь выстроили, по выражению новгородского ученого Л.А. Секретарь, в духе эклектики, с применением стилизации форм барокко – подобно тому, как часто использовался в ту пору необарочный стиль в храмах Западной Европы. К прямоугольному в плане основному объему здания с востока примкнула пятигранная алтарная апсида, а с севера и юга сделали одноэтажные пристройки, благодаря чему оно приобрело форму креста, типичную для католической храмовой архитектуры. Главный – западный – фасад был оформлен массивным двухколонным портиком с треугольным фронтоном над входом. Портик декорирован развитым карнизом. Фриз украшен неглубокими квадратными нишами.

Западный фасад дополнили две симметричные колокольные башни с вогнутыми внутрь стенами. Их увенчали сложные по рисунку барочные главы и фигурные шпили. Между башнями выстроили треугольный фронтон с постаментом, на котором позднее установили статую Девы Марии. В башнях были устроены круглые световые окна, над ними сделаны пышные полукруглые наличники. Башни-колокольни стали доминантами в архитектурном облике Петербургской улицы.

Католический храм сразу сделался одной из городских достопримечательностей. Его изображения печатали на дореволюционных открытках. А изданный в 1910 году Путеводитель по Новгороду В.П. Ласковского сообщал: «В недавнее время, она [Петербургская улица] украшена еще сооружением на ней римско-католического костела, обнесенного красивой решеткой, с разбитым за ней цветником. В костеле очень недурной орган и хорошая картина, производящая большое впечатление – “Целование Иудино”».

Храм Свв. Апп. Петра и Павла. Дореволюционная открытка.
Фото периода 1907-1917 гг.

Настоятелю прихода могли помогать другие священники. В начале XX столетия в Новгороде служили отцы Петр Битный-Шляхто, Казимир Мустейкис, Иоанн К. Кажлевич. Долгие годы органистом в храме трудился музыкант Александр Адамович Кондрат, прибывший в Новгород из Вильно в 1879 году. Во время пожара, который уничтожил старый храм, он сумел спасти многое из церковной утвари. Органист жил в деревянном доме рядом с церковью, где у него была квартира из двух комнат с кухней.

В год постройки и освящения храма, согласно Памятной книжке Новгородской губернии на 1895 год, где отражено число жителей по вероисповеданию за 1893 год, в Новгороде проживало 1370 католиков (1127 мужчин, 243 женщины), в Новгородском уезде – 297 (230 мужчин, 67 женщин). В 1905 году в городе было 1362 католика (989 мужчин, 373 женщины), тогда как общее количество его жителей насчитывало около 25 тысяч человек. Большинство католиков имело польское происхождение. Сам храм новгородцы нередко именовали «польской церковью». Вместе с жителями Новгородского и других уездов губернии католический приход в начале XX столетия состоял из нескольких тысяч человек.

Прихожанами храма являлись многие представители научно-технической интеллигенции Новгорода. Сведения о прихожанах и их профессиональной деятельности известны из уже упомянутых Памятных книжек Новгородской губернии. Мужчины трудились в различных государственных ведомствах, работали инженерами, архитекторами, землемерами, ревизорами, лесничими, врачами, педагогами, служили на железной дороге, почте и т.д. Были и военные. Подполковники Г.М. Пиотровский и Л.А. Чарновский служили в 87-м Нейшлотском полку, который размещался в Аракчеевских казармах под Новгородом. Женщины чаще занимались благотворительной деятельностью.

Среди прихожан числились и довольно влиятельные новгородцы. Владельца аптеки на Петербургской улице провизора А.И. Гинтовта на протяжении долгих лет знали как гласного новгородской городской Думы. Он также служил казначеем Новгородского общества врачей и Губернского попечительства детских приютов, работал в бесплатной детской больнице. Гласным городской Думы был и В.И. Мисевич, входивший в состав землеустроительной комиссии от удельного ведомства. О.И. Лесецкий служил заведующим Новгородского лесничества. Потомственный Почетный гражданин Новгорода К.С. Садовский был одним из основателей новгородского пиво-медоваренного завода «Богемия». Он исполнял обязанности синдика храма Святых Апостолов Петра и Павла.

Новгород. Петербургская улица, на которой построили католический храм
Свв. Апп. Петра и Павла (выделен цветом). Дореволюционный снимок

В ноябре 1904 года община храма создала Римско-католическое благотворительное общество. Его председателем до 1916 года была баронесса Александра Доминиковна Врангель – вдова генерал-лейтенанта В.Л. Врангеля, который ранее командовал 1-й бригадой 22-й пехотной дивизии, квартировавшей в Новгороде. Казначеем избрали Леонадию Викентьевну – супругу инженера А. Ю. Ясевича, служившего помощником начальника Новгородского отделения Санкт-Петербургского округа путей сообщения. Имена членов правления Общества перечисляются в Памятных книжках Новгородской губернии за разные годы.

Практическая деятельность Общества началась с ноября 1905 года. Оно помогало больным и увечным, оказывало содействие в оплате учебы, организации похорон католиков. Периодически устраивались благотворительные лотереи и базары для розыгрыша и продажи пожертвованных вещей. Выручаемые с этого деньги шли на содержание открытого Обществом в 1907 году приюта для бездомных детей.

Приют располагался неподалеку от храма, в доме № 3 по Мининской улице (ныне – улица Яковлева). Данный деревянный одноэтажный дом принадлежал попечительнице приюта Я.И. Симон – вдове инженера К.А. Симона, которая пожертвовала на создание этого учреждения 1,5 тысячи рублей и такую же сумму выделила в виде беспроцентной ссуды сроком на 5 лет. Начальницей приюта была С.Ю. Ясевич. В 1910-х годах в приюте проживало до 25 детей, преимущественно сирот. И еще около 20 человек посещало его с целью обучения грамоте.

Женщины из числа прихожан новгородского католического храма трудились в приюте в качестве воспитателей и учителей. Тогда как служившие в храме священники преподавали в Александровской мужской и Николаевской женской гимназиях Новгорода, а также в реальном училище – читали юным католикам курс Закона Божьего.

В начале XX века в трех городах Новгородской губернии открылись католические часовни: в Старой Руссе (в честь Пресвятой Троицы), Чудове (в честь Остробрамской Божией Матери), Боровичах (домовая часовня). Они были приписаны к храму Святых Апостолов Петра и Павла. Первые две часовни, как сообщают исследователи М.В. Шкаровский, Н.Ю. Черепенина, А.К. Шикер, позднее могли преобразоваться в приходские церкви.

Занимающийся историей Католической Церкви в России священник Кшиштоф Пожарский в одной из своих работ перечисляет и другие католические часовни Новгородской губернии: на станции Малая Вишера (домовая часовня), в поселке Николаев, селе Маломихайловка, на станции Бологое, в Череповце, Тихвине (последние три населенных пункта ранее входили в состав Новгородской губернии). Их названия неизвестны. К храму Святых Апостолов Петра и Павла также относилась часовня на новгородском католическом кладбище. Оно появилось в Новгороде в 1902 году и располагалось за городом, возле железной дороги Новгород-Чудово.

Священник Феликс Пиотровский

Весной 1904 года в новгородском католическом храме состоялось торжественное богослужение в честь 50-летнего юбилея служения Церкви отца Феликса Пиотровского, настоятеля прихода, на тот момент прожившего в Новгороде 22 года. Ему сослужили пять священников. Уже упомянутый Н.И. Богдановский, редактор газеты «Волховской листок», хорошо знакомый с отцом Феликсом, по этому случаю написал на страницах своего издания:

«…Мы, свидетели славного служения “батюшки”, поражаемся долготерпению и любвеобильному смирению высокочтимого старца. Без лести и кривды отмечаем, что батюшка Пиотровский не только словом, но и последним “грошиком” делится так с неимущей братией, что левая рука его не знает, что творит правая, без различия вероисповеданий. “Все мы – едино стадо!” – обыкновенно говорит батюшка. Сердце его болит болью ближнего. Он торжествует, когда слышит о счастье других. Пятьдесят лет он идет по стопам Христа и дай Бог, чтобы он еще долгие годы здравствовал… Батюшка пользуется искренней любовью среди православных пастырей и многие из них состояли и состоят в качестве близких его друзей и почитателей. Не одними прихожанами своего костела он почитаем. У него и среди населения Новгорода немало друзей, которые с большим удовольствием будут приветствовать его славное служение на Божьей ниве».

Священник Феликс Пиотровский (1831-1907) действительно пользовался большим уважением жителей Новгорода, в том числе православного духовенства. Среди его друзей был служивший в храме Михаила Архангела на Прусской улице священник Тимофей Софийский – дедушка известного художника Мстислава Добужинского. С радостью принимал у себя отец Феликс новгородских священников Николая Казанского, Анатолия Конкордина, Иоанна Соколова, а также архимандрита Иеронима, называя их «наисердечными людьми». С восторгом отзывался о священнике из новгородского Десятинного женского монастыря отце Александре Устьинском – кандидате богословия, религиозном мыслителе, публицисте (этого священника знают еще и как духовника проживавших в Новгороде мамы и бабушки композитора Сергея Рахманинова).

В 200-м номере «Волховского листка» приведено подробное описание празднования полувекового юбилея пастырского служения священника Феликса Пиотровского. Чтобы почтить юбиляра, на торжественную Мессу в католический храм Новгорода прибыли «военные и гражданские начальствующие лица, во главе с господином губернатором». Далее, по сообщению газеты, празднование перенеслось на квартиру, где проживал отец Феликс. В числе гостей и поздравителей были новгородский губернатор О.Л. Медем, вице-губернатор С.Н. Дирин, городской голова Я.И. Журавлев, директор мужской гимназии А.Ф. Колоколов, члены управы С.И. Петров, В.И. Сидоров, полковник А.И. Де-Гийдль и другие, включая многих дам.

Среди этих представителей высшего света присутствовал на праздничной трапезе и скромный труженик – рассыльный и сторож Общества новгородского взаимного городского страхования, пришедший поздравить своего духовного отца. А тот, в свою очередь, без всякого лицеприятия выказывал ко всем одинаково гостеприимное и радушное отношение.

Статья из «Волховского листка» (№ 200, 1904 г.), посвященная
празднованию 50-летнего юбилея пастырского служения о. Феликса

Священник слушал поздравления со слезами радости и крепко обнимал всех, в том числе «сынов православной церкви». Затем были зачитаны приветственные депеши с разных концов России. Особенно трогательной оказалась телеграмма с поздравлениями А.Н. Мосолова. Видный чиновник, прежде занимавший пост новгородского губернатора, всегда проявлял особенную благосклонность к отцу Феликсу. И после своего отъезда в Петербург, где он возглавил Департамент духовных дел иностранных исповеданий, Александр Николаевич выделял настоятелю католического храма Новгорода значительные денежные суммы на поправление здоровья и отдых.

«Каждое приветствие дополняло необычайное торжество братской любви и единения», – говорилось в статье. В день юбилея отцу Феликсу Пиотровскому была пожалована высочайшая награда – орден Святого Станислава 2-й степени. А прихожане храма подарили своему пастырю 2,5 тысячи рублей на учреждение благотворительного общества для бедных. Общество предполагалось назвать его именем.

Через несколько лет все та же газета «Волховской листок» в лице своего редактора Нила Богдановского с прискорбием уведомляла новгородцев о том, что закончилась земная жизнь «незабвенного батюшки». Отец Феликс отошел ко Господу 18 марта (по старому стилю) 1907 года, прослужив в Новгороде 26 лет. Несмотря на неоднократно предлагавшуюся возможность перевестись на хорошую церковную должность в столичный Петербург, священник не желал покидать полюбившийся сердцу Новгород и свою паству. Богдановский приводил его слова: «нет, я до смерти не расстанусь с Новгородом и буду счастлив, если вы положите меня под алтарем».

По свидетельству Нила Ивановича, за полтора часа до смерти отец Феликс еще раз со слезами выразил горячее желание «исхлопотать ему место упокоения под алтарем». С этой целью в подвале (крипте) храма была заранее «на глубине трех сажен сделана усыпальница “печурка” для гроба храмостроителя». После смерти священника прихожане обратились к губернским властям за получением разрешения на то, чтобы исполнить последнюю волю усопшего. Требовалось согласие и столичных властей. Ответ пришел положительный. Условием ставилось только соблюдение необходимых санитарных правил.

Попрощаться с отцом Феликсом пришло множество людей. Вот как описано это в «Волховском листке»: «Вынос и похороны всеми оплакиваемого “батюшки” привлекли городское население разных слоев местного общества. Крестный ход, при погребальном перезвоне, стройное пение и благоговейная толпа, с обнаженными головами и плачущими лицами, производили потрясающую картину общей скорби по великом пастыре и человеке, с любящим сердцем и евангельской душой… В течение всего богослужения в преддверии главного алтаря благоговейно молился высокочтимый протоиерей академик о. Александр Устьинский, равно и среди богомольцев стояли некоторые православные священнослужители городских церквей, а также и несколько монахов пригородных монастырей. Из представителей власти почтили своим присутствием память усопшего управляющий губернией д. с. с. С.Н. Дирин, д. ст. сов. К.Ф. Масловский, дейст. ст. сов. А.Ф. Колоколов, с дочерью, К.К. Нейманд, господа офицеры и нижние чины Выборгского полка, члены городской управы С.И. Петров, В.И. Сидоров и несколько гласных думы».

Всего были совершены три заупокойных Мессы тремя священниками: отцом Петром Битным-Шляхто, отцом Антонием Мацулевичем и специально прибывшим из Санкт-Петербурга отцом Казимиром Тарасевичем – преподавателем пения Санкт-Петербургской Католической духовной семинарии. В богослужениях участвовал и диакон Леопольд Милевич.

Священник Феликс Пиотровский. Новгород.
Снимок, сделанный в фотоателье А.Ф. Глазачева по случаю 50-летия служения Церкви

В газетной статье, посвященной кончине отца Феликса, Нил Богдановский поделился своими личными воспоминаниями о священнике: «Для любящего сердца отца Феликса не было “ни иудея, ни эллина”, ни поляка, ни православного, ни немца, ни еврея, ни татарина… Зачастую батюшка отдавал уличному золоторотцу последнюю рубашку, говоря, “что мне скорее дадут, чем ему… я счастлив, что Бог посылает возможность поделиться с братом о Христе”». Вдобавок он напомнил, что «благодаря несокрушимой энергии усопшего пастыря, Новгород украсился величественным каменным храмом».

Редакцией газеты «Волховской листок» была открыта подписка на стипендию имени священника Феликса Пиотровского. А в 1909 году на внешней стене католического храма Новгорода появилась бронзовая мемориальная доска в память о всенародно любимом «батюшке». В сборе средств на эту доску принимали участие не только прихожане, но и почитатели отца Феликса из числа его православных друзей и знакомых.

Католический храм Новгорода накануне революции и в советское время

После смерти отца Феликса Пиотровского в новгородском католическом храме служили священники Казимир Батуро и Мартин Венцлав, которые также состояли военными капелланами при Управлении уездного воинского начальника. В 1911 году настоятелем прихода был назначен священник Франц Трасун – бывший член Государственной думы I созыва. Однако в Новгороде он пробыл совсем недолго, поскольку вскоре его перевели служить в Ревель (Таллин).

Священник Франц Трасун

Первая мировая война способствовала увеличению численности католиков в Новгородской губернии – из прифронтовых районов потянулись беженцы, среди которых были и люди католического вероисповедания. Однако после Октябрьского переворота 1917 года все изменилось. В связи с распадом Российской империи, отделением Польши, Финляндии, Прибалтики многие прихожане новгородского храма стали уезжать на историческую родину.

2 февраля 1918 года правительство Советской России приняло Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Согласно этому нормативно-правовому акту, религиозные организации лишались прав юридических лиц. Их имущество отныне было государственной собственностью. В том же 1918 году новые светские власти изъяли новгородский дом католического причта, отдав его под красноармейский клуб, а затем – под приют для малолетних преступников. В 1920 году забрали дом, в котором располагался католический детский приют, в нем разместили детские ясли.

В 1922 году последовала конфискация принадлежавших храму Святых Апостолов Петра и Павла предметов из драгоценных металлов, в том числе церковной утвари, в пользу голодающих Поволжья. Согласно сохранившемуся документу «Сведения Новгородской Губернской Комиссии по изъятию ценностей из действующих церквей», были изъяты: распятие, 2 чаши, 5 дароносиц, кадильница, серебряная риза особо чтимой Ченстоховской иконы Божией Матери, 4 сосуда для елея, 2 ампулки, 4 цепочки от кадильниц, серебряные тарелочка и поднос, монстранция и другое имущество. Монстранцию, как незаменимую вещь, прихожанам позволили выкупить, заменив собранным ими фунтом серебра.

Здание храма по новым законам отходило в распоряжение государства, но в 1920-е годы в нем еще разрешалось проводить богослужения. При этом власти могли затребовать список прихожан, где должны были значиться место жительства, место работы, социальное положение каждого. До 1926 года новгородских католиков окормляли приезжавшие священники Иоанн Грасс и Владислав Чегис. В последующее время католические священники в Новгороде появлялись редко.

В 1930 году встал вопрос о судьбе католического кладбища. Был составлен сохранившийся до наших дней акт обследования, по которому оно насчитывало 48 крестов (16 чугунных, 30 железных, 2 из искусственного мрамора). Многие из них к тому моменту оказались поломанными. Также там имелся фамильный склеп с 7-ю гробами. Через областную газету граждан уведомили о возможности подать заявление на перезахоронение праха своих умерших родственников. Если верить документам, заявление поступило только от одного человека. В том же 1930 году католическое кладбище ликвидировали, а его территорию передали в собственность Октябрьской железной дороге. Н.С. Федорук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ГАНО, занимавшаяся изучением данной темы, утверждает, что с точностью определить место нахождения кладбища теперь уже нельзя.

До 1932 года в новгородский храм Святых Апостолов Петра и Павла приезжал служить отец Антоний Ярмолович. Позднее он был отправлен в Соловецкий лагерь, а в 1937 году – расстрелян.

Священник Антоний Ярмолович

5 марта 1933 года католический храм Новгорода окончательно закрыли. В ГАНО хранятся документы 1933 года об изъятии из него церковных ценностей. В них фигурирует 121 предмет, в том числе иконы и картины: образ Спасителя в терновом венце (в золоченой раме), несколько образов Пресвятой Богородицы (один – в золоченой ризе), «Отречение Святого Петра», «Положение во гроб», «Моление о чаше», «Тайная вечеря», «Святое Семейство» (из алтаря), «Святой Петр», «Голова Святого Павла», «Святой Фома», «Святой Иосиф Богоприимец», «Святая Екатерина», серия икон с изображением Страстей Христовых, портреты священников Ильи Баранцевича и Феликса Пиотровского.

Иконы и картины забрал музей. Канделябры, подсвечники, золоченые багетные рамы, столы из красного дерева и дуба, лампы, ковры и прочее отдали в столовую Новгородского райкома партии. Дубовые скамьи (17 штук) – детскому дому. Ряд вещей получили военные организации и портновская мастерская. Остальное выставили с торгов и распродали населению. Часть имущества была украдена у католического прихода еще в 1928 году. Судьба органа и колоколов неизвестна. Согласно одному из документов, при ликвидации храма Святых Апостолов Петра и Павла в 1933 году был устроен «разгром», в ходе которого тоже совершались кражи. При этом установить количество похищенного не представлялось возможным.

Вскоре здание католического храма вместе с тем, что в нем осталось, перешло в пользование Новгородского отделения Ленинградского областного архива. Хранилище архивных документов в нем размещалось до начала Великой Отечественной войны. Принадлежавший приходу деревянный дом, построенный в 1907 году рядом с храмом, отдали семье О.П. Цветковой, мать которой охраняла архив (дом был уничтожен в годы войны). Оказались закрытыми и приписанные к храму Святых Апостолов Петра и Павла католические часовни упраздненной Новгородской губернии.

В июле 1941 года Новгород начала бомбить вражеская авиация. По воспоминаниям жителей, в подвале бывшего католического храма было устроено бомбоубежище с нарами. Территорию возле церкви заняли советские пограничники. В августе начался артиллерийский обстрел города. В том же месяце Новгород оккупировали немецко-фашистские захватчики. В результате боевых действий храм получил серьезные повреждения. Часть хранившихся в нем архивных документов была уничтожена.

Здание храма Свв. Апп. Петра и Павла в 1942 г.

Тем не менее, само здание, в отличие от обращенных в руины тысяч других новгородских построек и некоторых православных храмов, уцелело. Оно было передано Областному управлению кинофикации. 31 мая 1945 года Новгородский облисполком принял решение о восстановлении здания. В 1948 году начались строительные работы, которые велись по проекту государственного проектного института «Гипрокино» Госкомитета СССР по кинематографии.

Здание храма Свв. Апп. Петра и Павла в 1946 г.

С севера и юга к зданию сделали двухэтажные пристройки. Увеличили его высоту. По всему периметру устроили оконные проемы. Полукруглые своды храма были закрыты плоским потолком с гипсовыми плафонами. Башни-колокольни снесли за ненадобностью.

Здание храма Свв. Апп. Петра и Павла
после восстановления и перепланировки. Конец 1940-х гг.

В 1949 году в стенах бывшего храма разместился кинотеатр – первый в послевоенном Новгороде. В 1957 году здание передали на баланс областного управления культуры. Около 40 лет новгородцы воспринимали величественную в прошлом церковь исключительно как кинотеатр «Родина». Мало кто помнил о том, что когда-то это был Дом Божий…

Размещавшийся в здании бывшего храма Свв. Апп. Петра и Павла
кинотеатр «Родина». 1950-е гг.

Возрождение католической общины Новгорода

Новая страница в истории новгородской католической общины открылась в 1991 году. В этом была огромная заслуга Ричарда Александровича Колосовского, который начал разыскивать и собирать проживающих в городе католиков. Среди них были и потомки людей, являвшихся прихожанами храма Святых Апостолов Петра и Павла до революции. Позднее Р. Колосовский вспоминал: «В Новгород я приехал из Старой Руссы в марте 1972 года. Знакомясь с городом, обратил внимание на внешний архитектурный вид кинотеатра “Родина”. Не вызывало сомнения то, что это бывшее храмовое здание. Оставалось только выяснить, какой конфессии оно принадлежало. Однажды я решил поговорить с пожилой женщиной, контролером кинотеатра. “О, да, – сказала эта женщина, – в этом здании до войны был католический костел, и моя мама часто приходила сюда на богослужения послушать орган”».

Ричард Колосовский (в центре) в новгородском храме Свв. Апп. Петра и Павла.
Слева – священник Мирослав Даниельский, справа – прихожанка (впоследствии – староста) храма Валентина Солнцева. 1996 г.

В 1993 году Ричард Александрович познакомился с приехавшим в Новгород священником Кшиштофом Пожарским, который представил его архиепископу Тадеушу Кондрусевичу – апостольскому администратору для католиков латинского обряда европейской части России. Владыка Тадеуш взялся помогать новгородцам с оформлением необходимых для регистрации прихода документов.

28 мая 1993 года состоялась официальная регистрация римско-католического прихода Святых Апостолов Петра и Павла в Новгороде. Приняли Устав прихода. Р. Колосовского назначили старостой. Возрожденная община была поручена отцу Кшиштофу Пожарскому. Вместе с Ричардом Александровичем он дал толчок процессу возвращения новгородским католикам их храма. В ведении отца Кшиштофа в ту пору также был католический приход во Пскове, поэтому постоянно проживать в Новгороде священник не мог.

Священник Кшиштоф Пожарский в Новгороде

Первое время богослужения проводились два раза в месяц в арендуемых помещениях городского Дворца профсоюзов, Дома политпросвещения и детского сада. Объявления о запланированных Мессах публиковались в местных газетах.

Газетные объявления об организации римско-католической общины в Новгороде и оповещения о запланированных богослужениях. 1991, 1993 гг.

27 марта 1994 года община католиков Новгорода обратилась к властям города с просьбой о передаче ей здания храма. Сначала приход был готов к совместному использованию здания вместе с кинотеатром. Но только в случае, если последний гарантировал репертуар, «не противоречащий христианской морали и нравственности». На тот момент «Родина» была единственным в городе детским кинотеатром. Однако фильмы, которые в нем показывали, порой казались отнюдь не детскими.

В обращении говорилось: «Учитывая многообразие связей Новгорода с городами Европы и Америки, включение его ЮНЕСКО в список культурных и туристических центров, передача здания католическому приходу по его истинному назначению послужит сближению людей и культур, возрастанию авторитета Новгорода на международной арене». В ответ на это обращение было получено разрешение устроить часовню в одном из помещений на втором этаже, где тогда размещался малый зал кинотеатра.

Между тем, вопрос передачи католическому приходу всего церковного здания обсуждался в новгородских средствах массовой информации. Развернулась бурная дискуссия. Было проведено голосование, чтобы узнать мнение жителей города. Священник Кшиштоф Пожарский написал заметку в газету «Новгород», объясняя важность возвращения верующим их храма. Процесс передачи здания затянулся на два года.

Опрос новгородцев через главную городскую газету с целью выяснения
их мнения относительно передачи здания храма католической общине

В 1996 году, согласно решению Комитета по управлению госимуществом Новгородской области, здание храма, признанное памятником истории и культуры, было целиком отдано католическому приходу в безвозмездное пользование сроком на 25 лет. Вскоре над входом в церковь появился крест. В это время в Новгороде уже служил постоянный священник – приехавший из Польши отец Мирослав Даниельский. Вместе с прихожанами он взялся за проведение наружных и внутренних ремонтно-реставрационных работ – огромное здание кинотеатра следовало вновь превратить в красивый и уютный храм.

Священник Мирослав Даниельский в храме Свв. Апп. Петра и Павла после ремонта

16 июня 1996 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии многочисленного духовенства совершил торжественное повторное освящение храма Святых Апостолов Петра и Павла. На богослужении присутствовали епископ Плоцкий Зигмунт Каминский и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, внесший свой вклад в дело возвращения католикам их храма. Поздравляли общину и представители светской власти. В этот знаменательный день 15 прихожан приняли Таинство Миропомазания.

Торжественная Месса повторного освящения храма Свв. Апп. Петра и Павла во главе
с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. 16 июня 1996 г.

С тех пор богослужения в католическом храме Новгорода проводятся регулярно. С 1996 года на них звучала музыка в исполнении Ришарда Евгеньевича Сварцевича (1955-2022) – выпускника Ленинградской консерватории, преподавателя Новгородского музыкального училища (ныне – Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова), пианиста-солиста Новгородской областной филармонии, потомственного церковного органиста, а также художника-иконописца, чьи иконы по сей день украшают храм.

Ришард Сварцевич пишет икону для храма Свв. Апп. Петра и Павла

Играть тогда приходилось на синтезаторе. В 1998 году появился и был освящен цифровой орган 1992 года выпуска. До этого инструмент успел послужить в одном из храмов Польши.

Освящение органа в храме Свв. Апп. Петра и Павла 13 сентября 1998 г.
На снимке: органист Ришард Сварцевич, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, настоятель прихода о. Мирослав Даниельский, будущий настоятель прихода о. Владимир Тимошенко и будущий викарный священник прихода о. Сергей Тимашов

Ставший приходским органистом Ришард Евгеньевич, помимо музыкального сопровождения церковных служб, регулярно участвовал в благотворительных концертах органной музыки, устраивавшихся в храме, либо исполняя сам, либо аккомпанируя другим музыкантам, певцам, хоровым коллективам. Он писал церковные гимны – их тоже можно было услышать на этих концертах. В те годы на концерты приходило такое количество слушателей, что иногда им приходилось стоять возле открытых дверей храма, который не мог вместить всех желающих насладиться органной музыкой. Обязанности органиста прихода Р. Сварцевич исполнял до своего отъезда в Польшу в 2015 году. В Новгороде он прожил 36 лет.

Р. Сварцевич играет на органе в храме Свв. Апп. Петра и Павла

Приход возрастал духовно и количественно. При храме велись занятия по катехизации. Проводились библейские встречи – углубленные размышления над текстами Священного Писания. Была создана библиотека католической литературы. Издавалась приходская газета. Начал действовать кружок Живого Розария. Перед большими церковными торжествами устраивались реколлекции.

Священники и прихожане храма принимали участие в проходивших в Новгороде международных научных конференциях. Женщины участвовали в зародившемся в Англии межконфессиональном движении «Матери в молитве». Его основательница, Вероника Уилльямс, приехала в Новгород в 2003 году на празднование 110-й годовщины со дня освящения храма и 10-летия со дня возрождения общины. К тому времени численность прихожан составляла уже около 150 человек.

Прихожане храма Свв. Апп. Петра и Павла. В центре – настоятель прихода
о. Мирослав Даниельский и викарный священник прихода о. Сергей Тимашов. 1999 г.

В 2009 году, когда настоятелем прихода являлся отец Владимир Тимошенко, при поддержке Министерства культуры РФ началась масштабная реконструкция здания, в рамках которой храму вернули и родной светло-терракотовый цвет. На преображение церкви жертвовали деньги и прихожане, и международные католические общины. В 2010 году на средства федерального бюджета были восстановлены башни-колокольни, освященные в сентябре того же года архиепископом Павлом Пецци. Архитекторы-реставраторы сумели воссоздать их по старым фотографиям храма, потому что никаких чертежей дореволюционной поры не сохранилось.

Этапы ремонта и реставрации храма Свв. Апп. Петра и Павла.
Справа внизу – современный вид

Долгие годы в приходе Святых Апостолов Петра и Павла трудились монахини – Францисканки Миссионерки Марии (FMM). Первые из них приехали в Новгород еще в 1995 году. В разное время в городе жили сестры из Польши, Италии, Испании, Франции, России. Монахини активно занимались катехизацией, особенное внимание уделяя детям и молодежи. Следили за чистотой и порядком в храме, готовили его к Мессам. Помогали священникам организовывать встречи гостей из других городов и устраивать паломнические поездки для прихожан. Заботились о больных, голодающих, бездомных. Работали в городских клиниках, Центре социальной помощи, Доме престарелых, детском приюте, в качестве нянь. Служение францисканок в Новгороде продолжалось до 2018 года.

Фото сверху: сестры Бэата и Божена с архиепископом Павлом Пецци и настоятелем прихода о. Владимиром Тимошенко в одном из помещений храма Свв. Апп. Петра
и Павла. Фото снизу (слева направо): сестры Анна-Эва Рус, Анна Захарова, Анеля, Божена, Бэата в храме

Новгородский католический храм Святых Апостолов Петра и Павла в наши дни

В феврале 2020 года, в день памяти святых покровителей Европы Кирилла и Мефодия, архиепископ Павел Пецци освятил отремонтированную к тому времени часовню Святого Олафа при новгородском католическом храме. Украшением часовни стала икона святого, которая была освящена в Риме Папой Бенедиктом XVI в 2012 году. На освящении часовни, кроме прихожан, присутствовали петербургские семинаристы. В настоящее время часовня в Великом Новгороде является главным местом в России, связанным с почитанием святого Олафа. Владыка Павел также подарил приходу частицы мощей святых Терезы Авильской, Терезы Младенца Иисуса, Иоанна Креста.

Фото сверху: Папа Римский Бенедикт XVI, архиепископ Павел Пецци,
священник Владимир Тимошенко с новгородской иконой св. Олафа. Рим, 2012 г. Фото снизу: освящение владыкой Павлом часовни Святого Олафа
в храме Свв. Апп. Петра и Павла. Великий Новгород, 2020 г.

В 2021 году здание храма, до этого все еще принадлежавшее государству, перешло в собственность Католической Церкви. В том же году настоятелем прихода стал отец Кшиштоф Пожарский, с которого начиналось восстановление католической общины Новгорода. Отец Кшиштоф имел серьезные планы, связанные с ремонтом и реставрацией новгородского храма: убрать скрывающий арочные своды потолок, заменить старый фанерный пол, выстроить органный фасад. Однако из-за проблем со здоровьем священник был вынужден покинуть город спустя несколько месяцев после начала своего служения. Впервые со времени возвращения храма приход почти на целый год остался без настоятеля.

В начале 2022 года храм Святых Апостолов Петра и Павла взяли под свою временную опеку братья-проповедники из базилики Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. С февраля 2022 года администратором прихода сроком на 7 месяцев был назначен священник Кшиштоф Буяк (OP). Он возродил давно утраченную на приходе традицию воскресных библейских встреч. При содействии отца Кшиштофа установились побратимские связи новгородских католиков с московской католической общиной Святых Апостолов Петра и Павла. Приход-побратим организовал специальный сбор денежных средств, чтобы помочь в проведении ремонтных работ в храме Великого Новгорода.

В октябре 2022 года в должность настоятеля прихода вступил священник Пьетро Скалини, который в течение девяти лет возглавлял Католическую высшую духовную семинарию «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге. Под руководством отца Пьетро в новгородском храме Святых Апостолов Петра и Павла продолжаются занятия по катехизации и библейские встречи. Также устраиваются собрания детей и молодежи.

Настоятель прихода Свв. Апп. Петра и Павла священник Пьетро Скалини,
аколит Павел Жезняковский, министранты Георгий Кеворкянц и Айвар Лейдер
перед началом торжественной Мессы в честь престольного праздника храма. 2023 г.

По-прежнему действует кружок Живого Розария. Функционирует приходская библиотека, содержащая немало редких для России изданий католической литературы. Здесь можно найти книги не только на русском, но и на польском, французском, испанском, итальянском, немецком, английском и других языках. Имеется музейная экспозиция, в которой представлены облачения священнослужителей, церковная утварь, старинные книги.

Часть музейной экспозиции в храме Свв. Апп. Петра и Павла. Фото: Ольга Хруль

Вниманию посетителей предлагаются информационные стенды, посвященные истории католичества и католического прихода в Великом Новгороде. В притворе храма работает церковная лавка. Сохраняется традиция проведения органных концертов с привлечением музыкантов из разных городов России.

При церкви Святых Апостолов Петра и Павла несет служение профессиональный музыкант И.Н. Довгий – бессменный органист прихода, ученик покойного маэстро Р.Е. Сварцевича. Много лет Илья Николаевич сопровождает богослужения своей великолепной игрой на органе и берущим за душу пением – талантами, неизменно восхищающими не только прихожан храма, но и его гостей.

Органист прихода Свв. Апп. Петра и Павла И.Н. Довгий во время Мессы. 2022 г. Фото: Ольга Хруль

По состоянию на 2023 год община насчитывает немногим более 100 человек. Храм Святых Апостолов Петра и Павла является единственным католическим храмом в Новгородской области.

Прихожане новгородского храма Свв. Апп. Петра и Павла с прихожанами московского храма Свв. Апп. Петра и Павла, епископом Николаем Дубининым, администратором прихода о. Кшиштофом Буяком (OP) и гостями после торжественной Мессы
по случаю престольного праздника. 2022 г. Фото: Ольга Хруль

Католики, живущие в отдаленных от областного центра районах, в большинстве своем не имеют возможности регулярно посещать Святую Мессу. При необходимости преподать Таинства больным и пожилым людям, которые не в состоянии добраться до Новгорода, настоятель прихода выезжает в населенные пункты области. Не остаются без внимания и места захоронения католиков, которых достаточно на Новгородской земле.

Храм Свв. Апп. Петра и Павла в пасхальные дни 2022 г. Фото новгородского сетевого издания «Газон»

Храм существует исключительно на пожертвования. Здание остро нуждается в ремонте. Однако, несмотря на все трудности, приходская община продолжает жить и трудиться во славу Господа. Летом 2023 года, по уже сложившейся традиции, прихожане встретили свой престольный праздник вместе с многочисленными гостями и вспомогательным епископом Архиепархии Божией Матери в Москве – владыкой Николаем Дубининым, которому вверено пастырское попечение о католиках Северо-Запада России.

Епископ Николай Дубинин в новгородском храме Свв. Апп. Петра и Павла. Фото: Ольга Хруль

В 2023 году новгородская католическая община отмечает 30-летие с момента своего возрождения. За эти три десятка лет прихожане храма Святых Апостолов Петра и Павла имели счастье видеть множество замечательных служителей Церкви. Среди них были и настоятели прихода, и викарии, и священники, временно заменявшие настоятелей, прибывавшие для проведения духовных упражнений, приезжавшие на праздники и торжества. Неоднократно с пастырскими визитами приход посещали епископы из России и других стран. Все эти отцы, равно как и трудившиеся в приходе сестры, оставили неизгладимый след в сердцах прихожан.

Святые Апостолы Петр и Павел.
Главная икона новгородского католического храма

В сентябре 2023 года католический приход Великого Новгорода совместно с гостями будет праздновать 130-летие своего храма Святых Апостолов Петра и Павла, который, как и прежде, красуется в центре древнего русского города и с радостью открывает свои двери для всех, кто ищет Бога. Современная история Католической Церкви, имеющей столь глубокие корни на Новгородской земле, изо дня в день созидается самими прихожанами и служащими здесь священниками.

P.S. В 2022 году промыслом Божьим удалось отыскать неизвестные ранее сведения об отце Феликсе Пиотровском – первом настоятеле прихода. В числе прочего выяснилось, что нежно любимый своей паствой и другими новгородцами католический священник, согласно собственной воле, погребен под алтарем воздвигнутого его стараниями храма Святых Апостолов Петра и Павла. В преддверии 130-летия со дня освящения храма община собирается отдать дань памяти и уважения отцу Феликсу, установив в церковном притворе мемориальную доску в его честь – вместо той, что была утрачена в советское время.

Настоятели возрожденного прихода:

1994-1999 – отец Мирослав Даниельский
1999-2004 – отец Мирослав Корсак
2004-2008 – отец Мирослав Даниельский
2008-2015 – отец Владимир Тимошенко
2015-2016 – отец Алексей Яндушев-Румянцев
2016-2020 – отец Алексей Шахов
2020-2021 – отец Сергей Альхименок
2021 – отец Кшиштоф Пожарский
2022 – отец Кшиштоф Буяк (администратор прихода)
2022 – по настоящее время – отец Пьетро Скалини

Контакты:

Адрес храма: 173001. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 12.
Телефон: +7 911 602-94-10
Приходской сайт: catholic-vnov.ru
Страница прихода в ВК: vk.com/peterpaulvn

Счет для пожертвований:

Местная Религиозная Организация Приход Святых Апостолов Петра и Павла Римско-Католической Церкви в Великом Новгороде
ИНН: 5321045468
КПП: 532101001
БИК: 044959698
Р/с: 40703810443000000478
Кор/с: 30101810100000000698
Новгородское отделение № 8629 ПАО Сбербанк г. Великий Новгород
Необходимо указать – «Пожертвование. НДС не облагается»!

Автор выражает благодарность Валентине Солнцевой и Владимиру Павлову – прихожанам храма Святых Апостолов Петра и Павла, за консультации и помощь в поиске необходимых материалов, а также фотографу Ольге Хруль – за предоставленные фотоснимки.

Анастасия Моторина

Материал подготовила Ольга Хруль

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии