Знание и делание: значение опыта для христианства

Существует несколько типов знания. Есть абстрактное знание фактов и идей, и есть знание, которое приходит опытным путем.

И хотя обе формы знания признаны равноправными, все-таки, иногда кажется, что опытное знание глубже и основательнее.

Возьмем, к примеру, обучение боевым искусствам. Кто-то может научиться разным ударам и броскам, читая книгу или изучая наглядные материалы. Все эти знания можно получить, удобно устроившись в кресле. Все же, неважно, как тщательно можно повторить эти движения мысленно, это знание совершенно иного порядка, немного поверхностное, чем то, что получено потом и кровью на настоящих тренировках.

Мы бы засмеяли самопровозглашенного борца с черным поясом, чье знание о карате сводится к прочтению книг и который ни разу не применил его на практике. Говорить о таком знании будет ошибочно.

Чтобы действительно знать что-то, необходимо узнать это на практике.

Просто сделай

Так происходит и в духовной жизни. Единственное знание, которое имеет значение, это знание, которое происходит из поступков. И совершить поступок намного труднее, чем получить факты.

Я знаю это из своего личного опыта. Я собирал и читал книге о молитве и аскетизме. Я взахлеб читал эти книжки, пока я не пропитался знанием. “Какие хорошие советы!” – думал я. “Как мудро! Вот путь на небо!” И чем больше я читал, тем больше духовных фактов заполняло мою голову. Чем больше фактов о духовной жизни помещалось в моей голове, тем больше я казался себе опытным и набожным католиком.

Но вопрос, который заставил меня содрогнуться и который я все-таки задал себе, был: «Насколько я практикуюсь в молитве и аскетизме?» Если честно, ответ этот и близко не был таким, как я читал в книгах. Мои знания в этой области оставались в основном теоретическими, поверхностными и абстрактными.

Избегать иллюзий

Такое уравнивание типов знаний в духовности ошибочно. Это также, как воображать себя мастером карате.

Итак, как избежать иллюзий? “Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя” (Иак, 1:22).

Св. Франциск Сальский вторил этому совету: “Вы учитесь говорить во время разговора, учиться во время учебы, бегать во время бега, работать во время работы, также вы учитесь любить, когда любите. Те, кто думает, что можно чему-то научиться другим способом, обманывают себя”.

Чтобы избегать подобных иллюзий, необходимо постоянно упражняться в том, что мы знаем. Поступая так, можно ошибаться, отчаиваться и подвергаться испытаниям. Конечно, безопаснее знать все только в теории. Однако только практика со всеми ее рисками – это единственный путь, чтобы быть христианином.

Слушать и сохранять

Я уверен, что в Небесном Царстве есть много таких людей, которым не достает знаний из разных книжек и Катехизиса, но которые исполняли заповеди и любили Бога и ближнего. Я также думаю, что есть и такие, которые обладали обширными теологическими знаниями и которые считались духовными наставниками, но которым не удалось достичь рая, потому что они не выходили из области теории.

Христианство – это не формула, в которую можно поверить. Это образ жизни, которым надо просто жить. Это не интеллектуальные замки в облаках. Это неразрывно связано с теми выборами, что мы совершаем каждый день в суете повседневной жизни. В Евангелии ясно сказано, что при встрече с Богом после смерти, нас ожидает не контрольная работа по теологии, а отчет в поступках. Мы дадим отчет не в том, что мы знаем, а в том, что мы сделали.

“Блаженнее те, кто слышит слово Божье и исполняет его!” (Лк, 11:28) 

Источник (англ.): www.catholicgentleman.net

Перевод: Дарья Жуковская

Фото: wallpapersok.com

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии