Молитва: формы и содержание

Какую роль играла молитва в жизни первых христиан? Как называются пять основных форм молитвы?

Первые христиане молились интенсивно. Древняя Церковь вдохновлялась сошедшим на учеников Иисуса Святым Духом, благодаря Которому она получила такое распространение: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42).

Пять основных форм молитвы:

– благословение и поклонение,
– просительная молитва,
– ходатайственная молитва,
– благодарственная молитва
– хвалебная молитва.

* * *

“Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (Еф 5, 19).

* * *

См. также ККЦ 2626–2643

Что такое молитва благословения?

Молитва благословения – это молитва о нисхождении на нас благословения Божия. Любое благословение исходит только от Бога. Его благость, Его близость, Его милосердие – всё это благословение. «Господь да благословит тебя», – вот самая краткая молитва благословения.

Каждый христианин должен испрашивать для себя и для других людей Божье благословение. Родители могут осенить крестным знамением лоб своего ребёнка. Люди, любящие друг друга, могут взаимно благословлять друг друга. Кроме этого священник в силу своего служения может благословлять во имя Христа и от имени Церкви. Его молитва о благословении становится особенно действенной благодаря его пресвитерскому рукоположению и молитвенной силе всей Церкви.

* * *

“Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!” (Числ 6, 24–26).

* * *

См. также ККЦ 2626–2627

Почему мы должны поклоняться Богу?

Каждый человек, который понимает, что он есть творение Божье, смиренно признAет Всемогущего и будет Ему поклоняться. Однако христианское поклонение видит не только величие, всемогущество и святость Бога. Оно преклоняет колени также перед Божественной любовью, ставшей Человеком в Иисусе Христе. Тот, кто действительно поклоняется Богу, преклоняет перед Ним колени или простирается ниц. В этом находит своё выражение истина отношений между человеком и Богом: Он – велик, а мы – малы. Одновременно человек никогда не бывает более велик, чем когда он добровольно и искренне склоняет колени пред Богом. Неверующий, который ищет Бога и только начинает молиться, может найти Бога на этом пути.

* * *

См. также ККЦ 2626–2627

О чём мы должны просить Бога?

Бог, Который видит нас насквозь, знает, что нам нужно. И всё же Бог хочет, чтобы мы просили, чтобы в трудные моменты нашей жизни мы обращались к Нему, кричали, умоляли, жаловались, взывали и даже спорили с Ним в молитве.

Конечно, Бог не нуждается в наших просьбах, чтобы помочь нам. Мы должны просить для нашего же блага. Тот, кто не просит и не хочет просить, замыкается в самом себе. И только человек, который просит, открывается Творцу всего доброго и обращается к Нему. Кто просит, тот возвращается домой к Богу. Так просительная молитва помогает человеку установить отношения с Богом, уважающим нашу свободу.

* * *

См. также ККЦ 2629–2933

Что выражают христиане положением своего тела во время молитвы?

Христиане на языке своего тела предают свою жизнь Богу. Они падают перед Ним ниц. Они складывают руки в молитве или простирают их (поза Оранты). Они преклоняют колени или стоят на коленях перед Всевышним. Они слушают Евангелие стоя. Они медитируют сидя.

Стоя пред Богом, мы выражаем благоговение (люди встают, когда входит кто-то более важный), а также бдительность и готовность (мы готовы немедленно отправиться в путь). А если при этом руки распростёрты в стороны для восхваления Господа (поза Оранты), молящийся повторяет изначальный жест хвалебной молитвы.

Сидя пред Богом, христианин вслушивается в себя, он сохраняет слово в своём сердце (Лк 2, 51) и созерцает его.

Стоя на коленях перед Богом, человек умаляет себя пред величием Бога. Он осознаёт свою зависимость от Божьей благодати.

Падая ниц, человек поклоняется Богу.

Складывая руки, человек избавляется от рассеянности и соединяется с Богом. Сложенные руки также являются изначальным жестом прошения.

* * *

Почему мы должны просить Бога за других людей?

Как Авраам ходатайствовал за жителей Содома, как Иисус молился за Своих учеников, как древняя община уважала принцип «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2, 4), так христиане молятся всегда за всех – за людей, которые дороги их сердцу; за людей, которые далеки от них и даже за своих врагов.

Учась молиться, человек всё глубже чувствует, что он входит в духовную семью, и сила молитвы становится более действенной. Заботясь о людях, которых я люблю, я нахожусь посреди человеческой семьи, могу ощущать силу молитвы других и просить для них Божьей помощи.

* * *

“Должны быть люди, которые молятся и за тех, кто не молится никогда” (Виктор Гюго, великий французский писатель).

***
См. также ККЦ 2634–2636, 2647

Почему мы должны благодарить Бога?

Всё, чем мы являемся и что мы имеем, исходит от Бога. Павел говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4, 7). Чувство благодарности Богу, Подателю всех благ, делает счастливым.

Самая великая благодарственная молитва – это Евхаристия (в переводе с греческого – благодарение) Иисуса, в которой Он берёт хлеб и вино, чтобы в них принести Богу всё преображённое творение. Когда христиане совершают благодарение, они присоединяются к великой благодарственной молитве Иисуса. Ведь и мы преображены и искуплены Иисусом, так что из глубин своего сердца мы можем быть благодарными и говорить об этом Богу самыми разнообразными способами.

* * *

“За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Фес 5,18).

* * *

См. также ККЦ 2637–2638, 2648

Что означает хвалить Бога?

Богу не нужны аплодисменты. Но мы сами нуждаемся в том, чтобы спонтанно выражать нашу радость в Боге и ликование наших сердец. Мы хвалим Бога, потому что Он существует и потому что Он благ. Тем самым мы уже сейчас присоединяемся к вечной хвале ангелов и святых на небе.

* * *

“Восхваляя Тебя, мы не прибавляем Тебе величия, но сами возрастаем ко спасению…” (Римская Месса, IV общая префация).

“Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…” (Еф 5, 19).

* * *

См. также ККЦ 2639–2642

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии