Мульткатехизис 2. Источник воды живой

«Лоскутик и Облако», этому замечательному произведению детской мультипликации уже более 40 лет. Мультфильм «Лоскутик и облако» появился на свет на творческом объединении «Экран» в 1978 году. Его режиссером стала Раса Артуровна Страутмане. Сейчас имя этого очень плодовитого мультипликатора практически забыто. А ведь за 25 лет работы на студии «Экран» она создала 30 мультфильмов, среди которых, например, веселые «Осьминожки», наполнившие красками стихотворение Эдуарда Успенского «Разноцветна семейка».

Мультфильм снят по мотивам одноименной сказки Софьи Леонидовны Прокофьевой, увидевшей свет в 1972 году. Путь этой замечательной детской писательницы начинался с должности иллюстратора в знаменитом «Детгизе». А потом, в 1957 году, ее первую сказку прочитал Лев Кассиль и сразу же увидел в ней настоящего писателя. «Времена были сложные, и наибольшая свобода оставалась в области сказки, – вспоминает сказочница. – Я выбрала сказку как убежище, где могу быть наиболее искренней. Потому что сказку гораздо труднее зажать в идеологические рамки, чем какую-либо другую область литературы, она сама ломает эти рамки, открывает таинственные двери, живет своей жизнью.

Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама».

Такой удивительной историей, которая сама пришла к Софье Прокофьевой, стала и сказка про Лоскутик и Облачко. Надо сказать, что мультфильм, сценарий для которого был создан самой Прокофьевой, стал самостоятельным произведением искусства, обогатив язык нескольких поколений детей фразами «Где же, где же Барбацуца? – Барбацуцы не видать!» и «Ты довел меня до грома и молний».

Казалось бы, перед нами обычная революционная история. Нечто на подобии «Чипполино». Страна, в которой нет воды. Все пересохло и вымерло. И вдруг в окошко к маленькой сиротке по имени Лоскутик (из книжки можно узнать, что свое имя она получила, потому что все время подшивает к своему платью лоскутки) влетает самое настоящее облако и просит у испуганной девочки пить. Лоскутику приходится украсть воду у своего злобного хозяина Мельхиора и его жены, чтобы спасти Облако. Так начинается дружба девочки и облачка. Озорному и доброму Облаку непременно нужно узнать, где же прячет воду король. И, в конце концов, оно, рискуя жизнью, раскрывает тайну. В самом же конце истории на выручку Облаку приходит его бабушка Грозовая Туча. Ударами молний она разбивает королевский замок, и вода, так долго запираемая под королевским троном, мощным потоком вырывается наружу, вместе с дождем смывая остатки тирании.

Но при кажущемся сходстве со сказками «про революцию» в этой истории заложен более глубокий смысл. Видимо поэтому до сих пор эту историю любят, пересматривают и цитируют. Можно даже сказать, что эта история, как многослойный пирог. Чем больше вопросов задаешь персонажам, тем интереснее продвигаться дальше.

Начнем с того, что в этой истории главные антогонисты, Облако и Король (в книге у него есть имя Фонтаниус I), не могут быть названы ни однозначно хорошими, ни однозначно плохими. Жестокий, сребролюбивый и самолюбивый Король неприятен, но при этом, когда мы видим его впервые, он не кажется таким уж ужасным. Он мягко гладит котика. А еще он очень любит манную кашку, просто мечта любой матери, ест кашку и не капризничает! Веселое же Облако с первой минуты вызывает симпатию. Ты понимаешь, что раз оно появилось, сказка точно закончится хорошо. Но вот это Облако устраивает Лоскутику какую-то детскую сцену ревности, запрещая девочке дружить с другими детьми. С горя выплакавшее себя Облако напивается. В поисках воды оно забирается в бочку с вином, а потом спьяну выбалтывает королевскому чиновнику, как от него можно избавиться. А по желанию похвастаться и пошалить Облако вполне сравнимо с Карлсоном. И все это причиняет немалый вред, а затем и заканчивается тем, что Облако оказывается схваченным и замороженным.

Все это сочетание качеств словно дает шанс Королю и Облаку найти общий язык и договориться. Ну почему бы Королю не съесть манной кашки, не подобреть и не поиграть с Облаком. Со своей стороны, Облако вполне бы могло просто остаться погостить в королевском саду, дразня королевских бульдогов и беседуя со своей подругой жабой Розитой. Но есть нечто, что не позволит никогда Королю и Облаку подружиться. Это сердце! Облако наделено добрым сердцем. Ему жалко бездомных собак, и оно плачет, чтобы их напоить. Ему жалко картофельное поле, и оно плачет, чтобы напоить землю. Оно умеет любить, пусть очень по-детски, но умеет. Облако можно обидеть до слез, сказав ему «я тебя не люблю». Именно доброе сердце заставляет его пробираться во дворец и искать источник воды. Король же совсем другой. Не зря в какой-то момент оказывается, что у него под мантией железные доспехи. Его жестокое сердце не умеет сочувствовать и любить. Ему приятно нежиться в роскоши, но еще больше вдохновляет его власть над другими людьми. И эта власть зиждиться на том, что он знает где спрятан источник.

И здесь нам открывается следующий корж нашего пирога. Королю принадлежит источник воды, а его визави Облако имеет этот источник в себе. Король обладает главным сокровищем этой пересохшей страны. В этом смысле он очень напоминает евангельских фарисеев. И ведь очень евангельская получается аналогия. Источник воды живой сокрыт где-то под королевским дворцом. Обитатель дворца, не разделяя его со своими подданными, сам постепенно хиреет и чахнет. Чисто внешне он лоснится от самодовольства. Но его внутреннее существо пересохло. Это просто ряженный Кощей какой-то. Каждый день он втихаря, вместе со своим преданным слугой Слышем открывает колодец, чтобы зачерпнуть воду, которую завтра будет продавать водовоз господин Буль. И ничего в его сердце не отзывается и не щемит, потому что в этих каменных казематах живет только алчность и жажда власти. И вот именно эта жажда власти роднит его с фарисеями. Жажда власти над умами и душами людей.

Веселое Облако, напротив, само по себе источник живительной влаги. Оно может и хочет принести счастье пересохшей стране, в «которую ни одно приличное облако не сунется». Ради этого Облако готово рисковать. Любовь ко всеми миру движет этим волшебным сгустком тумана. И, в отличие от Короля, это делает его уязвимым. Подобно христианину, который не может существовать сам по себе, не обретая поддержки в таинствах и общине, Облако испаряется или выплакивает себя практически до последней капли. Для того, чтобы выжить ему необходим источник воды. И ведь это еще и сказочная история о выгорании, о том, что происходит с человеком, уверенным, что любую вершину можно покорить только собственными усилиями. Сначала ему начинает казаться, что никто его не понимает. Находясь в этом состоянии, Облако ссорится с Лоскутиком. А потом ему срочно нужно восстановить силы. Иссыхающий сказочный персонаж находит вполне себе человеческий выход. Он напивается. И от этого ему становится только хуже.

Облако, внутри которого спрятан источник воды, способной оживить целую страну, проходит несколько стадий, прежде чем ему удается добиться поставленной цели. Гордыня, когда ему кажется, что оно такое умное Облако, что сумеет обмануть Короля и советника Слыша. В след за гордыней приходит одиночество. Облако кажется, что никто его не любит и не понимает. Одиночество приносит страдание, кажущийся выход из которого вино и поиск развлечений. Коварный Слыш предлагает ему проехаться в карете, чтобы развеяться. А пьяное Облако сообщает хитрому советнику, что его можно только заморозить. Придя в себя, оно все-таки обращается за помощью к друзьям. Второй раз оказавшись во дворце, Облако старается быть максимально осторожным. Но едва завидев воду, оно забывает обо всем и оказывается пойманным и замороженным. Так гордыня, самоуверенность и несдержанность приводят Облако к смерти.

Только оказывается, что в этом Облаке скрывался не только источник воды, но и нечто большее. Оно принесло в умирающую страну надежду.

И, наконец, третий слой пирога – друзья Облака. На первый взгляд кажется, что они совсем не меняются в процессе повествования. Но это не так. Лоскутик, Чумазик, Художник и Барбацуца из привыкших к своей жизни людей, не готовых ничего менять, вдруг становятся готовыми на подвиги. И все это происходит именно потому, что в их жизни появилось Облако.

Тут стоит сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о самом имени Барбацуца. Автор сказки, Софья Прокофьева, нечасто давала интервью и ни разу не рассказала о происхождении имен своих персонажей. Поэтому мы можем только предположить, что имя Барбацуца пришло в сказку из семьи писательницы. Дело в том, что ее мама была родом из Одессы, где это слово использовалось в бытовой речи. Есть несколько версий происхождения этого слова, но в контексте сказки стоит привести только одну. Дело в том, что есть такое имя Цуца. Пришло оно из Испании. Это сокращенная форма от имени Рефухио, что означает «убежище». К имени прикрепилась приставка «бар», что на иврите значит сын. Одесские евреи в разговорной речи использовали идиш, но записывая имена своих детей все-таки обращались к священному языку, ивриту. «Ба» – это предлог, обозначающий родительный падеж. Получается, что барбацуца – это сын от Рефухио. Не сын Рефухио, бар-Рефухио, как это было бы в случае, если ребенок был рожден в законном браке. Если же попытаться перевести получившееся имя дословно, то получится «сын из убежища». В сказке и в мультфильме Прокофьевой это имя носит ворчливая дама, но именно она дает убежище, дом, заботу и любовь Лоскутику. Именно она, рискуя собой, помогает вынести Облако из холодных подвалов и приносит его в свой дом. Она не сдается и не предает Лоскутик и Облако, даже когда в дом стреляют из пушки и начинается пожар.

Мужество друзей Облака удивительно. Ведь в отличие от него, способного улететь к бабушке Грозой Туче, они рискуют всем. Но это тоже замечательный образ того, как могут меняться люди, которых коснулась капелька из источника воды живой.

Конечно, ничего бы не вышло без вмешательства Грозой Тучи, пришедшей на выручку внуку. Мощным ударом молний она разрушает королевский дворец, и вырвавшаяся наружу вода, вновь наполняет эти земли жизнью. А Облако исчезает, слившись с Тучей.

Этот замечательный детский мультфильм предлагает маленьким и большим зрителям ответить на множество важных вопросов.

Нужно ли делиться тем, что имеешь? Ведь Облако могло просто залететь в гости к своей подруге жабе Розите и никак не заинтересоваться бедствиями, обрушившимися на эту страну.

Стоит ли отдавать себя всего без остатка служению? Ведь Облако как в жалости, так и в самоуверенном стремлении узнать, где источник, не знало меры.

Способен ли я на подвиги? Да и вообще, что такое подвиг? Художник в этом мультфильме не сделал ничего особенного и, тем не менее, его поведение может восприниматься как вполне себе героическое. Ведь он мог так и остаться лежать у себя в каморке, окруженный порванными полицейскими картинами и думать, что жизнь – тлен.

Почему мы теряем надежду и радость? Это уже вопрос про жителей страны.

И, наконец, где мой источник воды живой? Нашел ли я его? А найдя, предпочел путь Короля или Облака?

Анна Гольдина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии