Приходы: Собор Успения Пресвятой Девы Марии, Санкт-Петербург

К 150-летию Cобора Успения Пресвятой Девы Марии, 120-летию создания прихода и 25-летию освящения храма Архиепископом Тадеушем Кондрусевичем после его возвращения верующим публикуем подробный рассказ об истории собора и его прихода, от строительства до наших дней. Материал подготовлен Ольгой Хруль в рамках цикла «Приходы: прошлое и настоящее».

150 лет Cобору Успения Пресвятой Девы Марии

«История Католической Церкви в России теснейшим образом связана с Санкт-Петербургом и конкретно с этим собором прежде всего потому, что кроме резиденции епископа, здесь находились и Высшие духовные школы – семинария и академия. В этом соборе, составляющем единое целое с семинарией, молились и возрастали в своих добродетелях, готовясь к будущей пастырской деятельности, а также к мученичеству за Христа и Церковь около 700 священников, которые вышли из Санкт-Перербургской “Alma Mater” за 40 лет её существования до революции 1917 года. Из этих стен вышли пастыри, истинные рыцари Христа и святые Божии. Это они впоследствии, не жалея сил и не боясь преследований, трудились на ниве Господней России и многих других стран. Проходившего по так называемому “Ленинградскому делу” Архиепископа Яна Цепляка удалось спасти только благодаря ходатайству международных организаций, в то время как прелат Константин Будкевич был расстрелян в Пасхальную ночь 1923 года…

62 выпускника семинарии впоследствии стали епископами, а двое – кардиналами: Александр Каковский в Варшаве и первый кардинал в бывшем СССР – епископ Рижский Юлиан Вайводс.

Возведённый в 1873 году, собор Успения Пресвятой Девы Марии несколько раз перестраивался и в связи и этим три раза освящался, соответственно в 1873, 1897 и 1902 годах. Приход, численностью в 15 800 человек, людей разных национальностей, соединял их в общей вере. Близость Троицкого собора Русской Православной Церкви создавала хорошие условия для развития межхристианского диалога, чем всегда славился Петербург, и что также сегодня является его отличительной особенностью.

Список закрываемых после революции храмов пополнил также и этот собор, закрытый в 1922 году. Здание было разделено на два этажа и в нём поочерёдно размещались госпиталь, лаборатории и подразделения Института земельного машиностроения, а также банк. И только в 1996 году, уже после передачи части здания семинарии, храм был передан католической общине, за что мы, католики, выражаем искреннюю благодарность правительству города.

Первое богослужение в реставрируемом соборе было совершено 9 ноября 1996 года по случаю паломничества статуи Божией Матери Фатимской. Мария, как бы во исполнение своего пророчества об обращении России к Богу, ввела нас в этот исторический храм”.

Отрывок из проповеди Архиепископа Тадеуша Кондрусевича на 4-ое освящение собора 24.05.1998 г.
Российская католическая газета «Свет Евангелия», 31 мая 1998 г.

1870 – 1902 Строительство и освящение храма

Фрагмент генерального плана Семинарии и собора Успения Пресвятой Девы Марии

В 1869-1700 годах архитектор Василий Иванович Собольщиков разработал проекты митрополичьего собора и комплекса зданий для нужд Могилёвского митрополита и Римско-Католической консистории и духовной коллегии. 2 августа 1870 г. был торжественно заложен  краеугольной камень под новый храм.

После смерти В.И.Собольщикова в 1872 году строительство продолжил Евграф Сергеевич Воротилов. По первоначальным планам храм был небольшим, имел в плане форму латинского креста и общий вход со зданием Архиепархиального управления.

Чертеж сечения и план Собора Успения Пресвятой Девы Марии

12 апреля (24 апреля по новому стилю) 1873 г. митрополит Антоний Фиалковский в присутствии многочисленных гостей освятил прокафедральный собор во имя Пресвятой Девы Марии, Взятой в Небо, и 4-этажное здание Консистории.

Акт об освящении собора

Антоний Фиалковский, по милости Божией и благодати святого Апостольского Престола Архиепископ Могилевский, Митрополит всех Римско-Католических Церквей всея Российской Империи, Доктор Богословия и Канонического Права, Кавалер многих орденов.

В лето Господне 1873-е, в день 12-й месяца Апреля по старому стилю, Я Антоний, Архиепископ Митрополитальной Могилёвской Церкви, в присутствии многочисленного духовенства, большого скопления народа, а также многих благородных персон как из высших чинов Империи, так и из дипломатического корпуса, освятил новую Церковь, возведённую в Петербурге по 1-ой роте Измайловского полка, и главный алтарь, в честь Блаженнейшей Девы Марии Взятой в Небо, и реликвии Cвятых Мучеников Пия I Папы и Бонифация Епископа в них поместил, и отдельным верующим во Христа, посещающим её, c сегодняшнего дня в течение одного года, и в день годовщины освещения, что в будущем надлежит всегда праздновать в четвёртое Воскресенье Пасхи, предоставил cорок дней индульгенции, по обычной церковной форме.  В подтверждение чего (грамота сия дана) в Петербурге, Апреля 12-го дня 1873 г.

+ Антоний Архиепископ Митрополит

Архитектурные особенности

 Бартоломе Эстебан Мурильо, Вознесение Девы Марии

В силу действовавших в то время предписаний храм не имел колокольни и парадного входа. В соответствии со статусом митрополичьей церкви собор был богато украшен. Мозаичные работы исполнил Михаил Голованов, скульптурные – петербуржская мастерская «В. Мадерни и Е. Руджия».

В главном алтаре собора, выложенном каррарским мрамором, был установлен образ «Успения Божией Матери» размером 36 аршин (1 аршин – 72 см) – копия с хранящейся в Эрмитаже картины испанского живописца XVII века Бартоломео Эстебана Мурильо «Вознесение Девы Марии» в золоченой багетной раме.

По сторонам от главного были устроены два боковых алтаря: слева – Антония Падуанского с образом святого (копия с картины Мурильо размером 32 аршина); справа – святого Иосифа Обручника (копия с картины итальянского живописца XVII века Гвидо Рени того же размера).

Из каррарского мрамора были изготовлены чаши для святой воды у входа в собор и у дверей ризницы. Над чашами установлены бронзовые таблицы с распятиями и надписями.

В алтаре находился трон под балдахином из малинового бархата, епископская кафедра и 30 обитых тем же бархатом кресел для священноначалия, 6 дубовых скамеек для священников. Из дуба были изготовлены 3 конфессионала, амвон, скамьи для прихожан. Конфессиналы внутри были обиты красным сукном.

Был установлен орган знаменитой фабрики Эберхарда Фридриха Валькера. Двумануальный орган имел 23 регистра.

Собор освещался бронзовыми люстрами и бра, изготовленными в виде крестов. В алтаре стояли два больших бронзовых канделябра, висели вызолоченные деревянные подсвечники. На крыше собора установлен 3-х пудовый колокол.

1870-1902 До создания прихода. Митрополичий собор

Cобор Успения Пресвятой Девы Марии как митрополичья церковь был отнесён к 1-му классу церквей, предполагавший достаточно большой штат священнослужителей и обслуживающего персонала. Функции настоятеля собора (организация богослужебной жизни, надзор за церковным имуществом) первоначально осуществлял назначаемый митрополитом препозит из членов Духовной коллегии, а позже, после переезда в здание на 1-ой Роте Духовной семинарии – её ректор. Постоянную службу в храме несли 3-4 священника. Им помогали ризничий с 3-мя помощниками, органист, настройщик органа, сторож.

Собор постоянно посещало большое количество верующих разных национальностей. Это были сотрудники, студенты и воспитанники близлежащих учебных заведений: Института гражданских инженеров, Технологического института, Корпуса путей сообщения. Неподалёку от собора находились казармы Измайловского, Семёновского, Егерского полков, Артиллерийской бригады, где среди «нижних чинов» и офицеров были католики. На близлежащих к храму улицах проживало также много рабочих, приехавших на работу на возникавшие в конце ХIХ в. предприятия из западных губерний Российской империи.

Ремонтные работы. Перепланировка

Первые ремонтные работы были осуществлены уже в 1878-1879 годах. По проекту архитектора Евграфа Сергеевича Воротилова было выполнено возвышение крыши и лепные работы. Художником-декоратором Сергеем Ивановичем Садиковым расписаны интерьеры храма и под его руководством заново произведена окраска наружных стен.

В выходные и праздничные дни на Святые Мессы приходило одновременно свыше 1000 человек, в то время как храм мог вместить не более 750. Люди стояли на лестнице, ведущей в храм, у двери здания Консистории.

В 1891-м году было принято решение о расширении собора. Автором проекта расширения храма стал архитектор Антон Доминикович Фиалковский. Работы осуществлялись в 1896-1897 годах. Вместимость храма была увеличена с 750 до 1500 человек за счёт перепланировки и строительства боковых пределов, которые освятил 23 декабря 1897-го года епископ Карл Недзялковский. Роспись в этих приделах произвёл в псевдо-романском стиле художник Николай Александрович Александров.

15 июня 1900 года был подписан Указ императора Николая II о приспособлении архиепархиального дома для нужд епархиальной духовной семинарии. Могилевская консистория переехала в здание Римско-католической духовной коллегии на набережной реки Фонтанки 118, а в здании на 1-ой Роте Измайловского полка (современная 1-ая Красноармейская улица) разместилась духовная семинария.

В 1901-м году началось новое расширение собора по проекту Воротилова. По его окончании митрополит Болеслав Клопотовский 14 сентября 1902 года вновь освятил храм. Дополнительные росписи исполнил А.Я. Боровский.

1897-1898 Интерьеры часовни Пресвятых Даров

К 1898 году была создана часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы исполнил в 1897–1898 гг. Михаил Хрушков. Декоративную роспись в «романском стиле» выполнил Н.А. Александров. Перекрытия и стены западного придела сплошь покрыты орнаментальными росписями традиционного характера, сюжетные же композиции исполнены в характерном для этого времени стиле модерн.

1783-2023 Митрополиты

Митрополиты Католической Церкви, чьи кафедры были в соборе Успения Пресвятой Девы Марии
(Материалы подготовила Наталия Игоревна Корюкаев по документам Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга)

ФИАЛКОВСКИЙ АНТОНИЙ: 1797-1883
российский католический епископ, седьмой Архиепископ-митрополит Могилёвский

ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ АЛЕКСАНДР КАЗИМИР: 1821-1889
российский католический епископ, восьмой Архиепископ-митрополит Могилёвский

КОЗЛОВСКИЙ СИМОН-МАРТИН: 1819-1899
российский католический епископ, девятый Архиепископ-митрополит Могилёвский

КЛОПОТОВСКИЙ БОЛЕСЛАВ-ИЕРОНИМ: 1848-1903
российский католический епископ, десятый Архиепископ-митрополит Могилёвский

ШЕМБЕК ГЕОРГИЙ-ИОСИФ: 1851-1905
российский католический епископ, одиннадцатый Архиепископ-митрополит Могилёвский

ВНУКОВСКИЙ АПОЛЛИНАРИЙ: 1848-1908
российский католический епископ, двенадцатый Архиепископ Могилёвский

КЛЮЧИНСКИЙ ВИКЕНТИЙ: 1847 -1917
российский католический епископ, тринадцатый Архиепископ Могилёвский

фон дер РОПП ЭДУАРД: 1851-1939
российский католический епископ, четырнадцатый Архиепископ Могилёвский, церковный и политический деятель Литвы, Польши и России

КОНДРУСЕВИЧ ТАДЕУШ
Апостольский Администратор в Москве с 1991 по 2002 год, Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве с 2002 по 2007 год

ПЕЦЦИ ПАВЕЛ
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве с 2007 года по настоящее время

В 1783-м году была основана Римско-Католическая митрополия для всей территории Российской империи католиков. Она называлась Могилёвской, поскольку канонически её центром был назначен Могилёв, а кафедральным собором – бывшая кармелитская церковь Успения Пресвятой Девы Марии в этом белорусском городе. Однако фактически с самого начала митрополит проживал в российской столице – Санкт-Петербурге.

Первым Могилёвским митрополитом был назначен архиепископ Станислав Богуш-Сестринцевич, возглавлявший Католическую Церковь в России в течение более чем полувека.

Глава Католической Церкви в России имел титул «Архиепископа Могилевского и Митрополита всех Римско-католических церквей в империи».

В 1798-м году Папа Пий VI даровал Могилёвским митрополитам особое право носить облачения и биретту пурпурного (кардинальского) цвета.

Cогласно конкордату 1847 г., в состав митрополии, кроме Могилёвской Архиепархии входили Вилинская, Самогитская, Минская, Луцко-Житомирская, Каменец-Подольская и Херсонская (впоследствии – Тираспольская) епархии. Последним, 14-м Могилевским митрополитом стал назначенный в 1917-м году архиепископ Эдуард фон Ропп. В 1919-м году он был вынужден покинуть страну. В 1926-м году, из-за невозможности дальнейшего полноценного существования Митрополии на фоне становившихся всё более жестокими гонений, по решению Папы Пия ХI-го территория Могилевской Архиепархии была разделена на 5 апостольских администратур: Могилёвскую, Ленинградскую, Московскую, Харьковскую и Казанско-Самарско-Симбирскую.

В послевоенные годы назначение апостольских администраторов и функционирование администратур было невозможно.

Апостольская конституция об учреждении церковной провинции в России, именуемой Божией Матери в Москве

ИОАНН ПАВЕЛ ЕПИСКОП СЛУГА СЛУГ БОЖЬИХ НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ АПОСТОЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ MOSCOVIENSIS MATRIS DEI ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЦЕРКОВНОЙ ПРОВИНЦИИ В РОССИИ, ИМЕНУЕМОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКВЕ

В российских краях верующие весьма старательно стремятся созерцать божественные тайны и соблюдать заповеди Христовы в повседневной жизни. Мы, ревностно содействуя духовному возрастанию всех верных, ныне спешим приспособить наши церковные учреждения на дорогой земле Российской ради более удобного распространения спасительной истины. Итак, приняв прошение нашего досточтимого брата Тадеуша Кондрусевича, титулярного архиепископа Гиппонского и Апостольского администратора для католиков латинского обряда Севера Европейской части России, при единодушном согласии Епископской конференции в России, с благосклонным суждением досточтимого брата Георга Цура, титулярного архиепископа Сесты и легата Апостольского Престола в России, по совету Государственного Секретариата, в полноте Нашей Апостольской власти, определяем и устанавливаем нижеследующее. Апостольскую Администратуру для католиков латинского обряда Севера Европейской части России мы возводим в степень и достоинство архиепархии, именуемой Божией Матери в Москве, а также из территории четырех вновь учрежденных церковных общин, то есть Божией Матери в Москве, Святого Климента в Саратове, Преображения в Новосибирске и Святого Иосифа в Иркутске, устанавливаем новую церковную Провинцию, именуемую Божией Матери в Москве. Вновь учрежденную церковную общину Божией Матери в Москве мы возводим до степени митрополичьей столицы упомянутой церковной Провинции, с предоставлением прав и привилегий, которыми обладают другие митрополичьи Церкви, согласно нормам общего права.

Священному пастырю Архиепархии Божией Матери в Москве мы жалуем архиепископское достоинство и степень митрополита, а также права и привилегии, которые причитаются по каноническим нормам другим митрополитам в католическом мире, вместе с требованиями и обязательствами, с этим связанными. Столицу новой архиепархии мы устанавливаем в городе Москве, а существующий там приходской храм, посвященный Богу в честь Непорочного Зачатия, возводим в ранг и достоинство кафедрального собора. Для оказания надлежащей поддержки пастырю вновь установленной Церкви в его правлении, должна быть создана как можно скорее Коллегия консультантов в соответствии с нормами права. Что касается учреждения архиепархиальной семинарии и формации кандидатов в священный сан, следует соблюдать нормы общего права, ориентируясь на правила Конгрегации католического образования. Избранных семинаристов, а также священников следует направлять для завершения обучения в Рим, если это будет возможно. Для осуществления всего того, что сказано выше, мы определяем достопочтенного брата Георгия Цура, предоставляя ему необходимые и уместные средства, включая право на субделегирование, для достижения результата действия, любого человека, облеченного церковным достоинством. Затем должны быть составлены документы для отправки в Конгрегацию по делам епископов, если к тому не возникнут препятствия.

Дано в Риме, у Святого Петра, одиннадцатого февраля, в лето Господне 2002, в двадцать четвертый год нашего Понтификата.

Кардинал АНДЖЕЛО СОДАНО, Государственный Секретарь Кардинал ДЖОВАННИ Б. РЕ, Префект Конгрегации по делам епископов Марчелло Россетти, Апостольский протонотарий Леонардо Эррикенс

Митрополия Божией Матери в Москве

Восстановление структур Католической Церкви в России стало возможным лишь после распада СССР.

13 апреля 1991 г. Папа Иоанн Павел II издал Апостольские конституции, которыми отделил от территории Могилёвской Архиепархии часть, расположенную в административных границах Российской Федерации, и учредил 2 апостольские администратуры для католиков Латинского обряда:  в Европейской части (с центром в Москве) и в Сибири (с центром в Новосибирске).

В 1999-м году были выделены апостольские администратуры для Юга Европейской части России (с центром в Саратове) и для Восточной Сибири (с центром в Иркутске).

11 февраля 2002 года Папа Иоанн Павел II учредил в России митрополию Божьей Матери, в состав которой входят Архиепархия Божией Матери в Москве, епархия святого Климента в Саратове, Преображенская епархия в Новосибирске, епархии святого Иосифа в Иркутске.

1903-1917 Создание прихода. Приходская жизнь

В 1903-м году митрополит Болеслав Клопотовский основал при соборе приход, в официальных документах называемый Римско-Католическим приходом Митрополичьей церкви. Его первым настоятелем был назначен тогдашний препозит собора и ректор семинарии прелат Витольд Эрдман. Однако по состоянию здоровья и возрасту прелат Эрдман попросил освободить его от всех обязанностей.

1 февраля 1903 г. новым ректором семинарии и настоятелем прихода был назначен священник Августин Лосинский. Он много сделал для развития прихода, прослужив в нём до 1910 г., когда был назначен епископом Келецкой епархии в Польше.

В 1909 г. настоятелем прихода стал каноник Франциск Каревич, ранее служивший в соборе викарным священником. Он оставался настоятелем прихода до 1914 г., когда был назначен епископом Жемайтийской епархии (Литва). В 1914 г. настоятелем прихода назначен свящ. Михаил Дукальский. О нем в истории Церкви осталась память как о замечательном пастыре и талантливом проповеднике. Слушать его проповеди приходили верующие с разных концов города.

Фасад семинарии, похоронная процессия, 1909 г.

Территория прихода охватывала 190 улиц в тогдашней Александро-Невской части города: от Фонтанки, Невского проспекта и Невы до южной границы города; западная граница прихода проходила по линии Измайловского проспекта и железнодорожного полотна Варшавского направления.

Число прихожан собора росло из года в год. Он с трудом вмещал верующих, и в 1906-м году архитектор Духовной коллегии, профессор архитектуры Лев Петрович Шишко предложил проект дальнейшего расширения храма. Однако из-за недостатка средств пришлось ограничиться только небольшими внутренними переделками и устройством дополнительного входа с правой стороны здания.

Рост числа прихожан

Число прихожан постоянно росло, особенно в годы Первой мировой войны, когда в городе резко увеличилось количество переселенцев и беженцев из западных губерний России.

В 1916-м году приход насчитывал более 26 000 прихожан. Согласно проведенному тогда анкетированию, около 68% из них были поляками, более 23% – литовцами, примерно 5% – латышами, около 4% – представителями других национальностей.

Действовала приходская школа, где обучалось более 500 детей, готовящихся к Первому Причастию и исповеди. Богослужения совершались на латинском, русском, польском и литовском языках.

1917-1930 Революция. Времена гонений

23 января (5 февраля) 1918 г. был опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Разъяснявшая его инструкция Наркомата юстиции установила, что церковное имущество национализируется, а затем по описи передается в бесплатное пользование группе верующих из местных жителей числом не менее 20 человек, которые подписывают специальное соглашение-договор.

Приходу пришлось создать комитет, так называемую «двадцатку», которая должна была «получить в пользование от государства» имущество прихода.

С сентября 1918 г. настоятелем прихода служил прелат Игнатий Балтрушис. В апреле 1919 г. он скончался, и его преемником был назначен молодой священник Люциан Хвецько. На его плечи легли сложнейшие проблемы по сохранению прихода в условиях постоянных угроз его закрытия. В 1920–1922 гг. он являлся также управляющим делами подпольной семинарии.

Гонения на Церковь усиливались: катехизация и духовное образование оказались под запретом, церковное имущество изымалось, храмы закрывали, священники и активные прихожане подвергались арестам.

Расшифровка рапорта Хвецько о событиях в храме, 05.12.1922:

«…Представитель Власти видя, что верующие не выходят, заявил громко, что последний раз предупреждает их о том, чтобы вышли, иначе будет введена милиция. Но его предупреждения слышать все не могли, потому что ­кто-то начал петь «Niechaj będzie pochwalony» [«Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары»]и все опустились на колени и начали петь.

Тогда Смирнов приказал ввести милицию, вошло 12 милиционеров с оружием и начали от ограды пресвитерия, вывели сначала двух упомянутых Ксендзов, затем начала выталкивать верующих. Дойдя до тех, которые пели, заставили их прекратить петь и угрожая прикладами ружей — ​выталкивали к главному выходу, здесь на некоторое время наступила заминка, но видно было, что милиция сумеет заставить уйти, потому я ушел, а за мною большая часть присутствовавших. Некоторые еще упирались, но их милиционеры вывели под руки. Тогда опечатали главный выход, положив печать на двери, кроме того положили печать на четыре выхода в дом, взяв первую Костельную дверь с улицы на крюк…»

Закрытие храма

5 декабря 1922 г. представитель власти в сопровождении наряда милиции выгнал священников и верующих мирян из собора. Все двери были опечатаны, а священники арестованы и препровождены в отделение милиции, откуда их выпустили только через несколько дней. После опечатывания собора богослужения в нем продолжались тайно. Только после длительной бюрократической борьбы с городскими властями и подписания требуемого договора в июне 1923 г. богослужения в храме удалось возобновить.

Систематически предпринимались попытки провести тщательную ревизию имущества собора для выявления ценностей, которые могли быть изъяты. В фонд помощи голодающим из собора была вывезена часть литургических предметов, изготовленных из драгоценных металлов. Прихожане пытались спасать имущество храма, скрывая его с риском для себя по домам. Власти принимали ответные меры, среди которых были и обыски в соборе. Найденные вещи были конфискованы. Приходу с большим трудом, после неоднократных обращений в милицию и администрацию района, удалось вернуть изъятое.

Преследованиям подвергались и члены приходского совета, состоявшие на особом учете у властей. Состав совета неоднократно менялся в связи с высылкой из города некоторых членов совета или отъездом их из России.

Настоятель прихода Люциан Хвецько в мае 1923 г. был арестован, привлечен к суду по делу прелата Будкевича и приговорен к 10 годам заключения. Освобожденный в 1925 г. по требованию Польского правительства, он уехал в Польшу и служил там до трагической смерти в 1944 г.

о. Люциан Хвецько и ученики воскресной школы

В 1923-1924 гг. настоятелем прихода был свящ. Михаил Рутковский, ректор подпольной семинарии, подвергшийся неоднократным арестам и заключению, подорвавшим его здоровье.

В конце 1924 г. настоятелем прихода был назначен свящ. Ян Тройго, а в середине 1925 г. на смену ему пришел священник Мечислав Шавдинис. Несмотря на запрет, он организовал обучение детей Закону Божию. Также оказывал помощь бедным семьям, устраивал чаепития, делал скромные подарки.

Жизнь в приходе в это трудное время продолжалась. В нем существовал кружок молодежи. Люди приходили в храм венчаться и крестить детей. Все это вызывало недовольство властей.

В 1925 г. городская администрация рассматривается вопрос о приспособлении собора под капеллу. Техническое состояние здания помешало осуществить этот проект.

В январе 1928 г. свящ. Мечислав Шавдинис был арестован и осужден на 10 лет в лагерях. Наказание отбывал на Соловках. В 1936 г. вышел из лагеря и переехал в Брянск. В 1937 г. вновь арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1928-1929 гг. настоятелем прихода был свящ. Августин Пронцкетис – последний священник, служивший в соборе до его закрытия.

Власти всё активнее искали повод для закрытия храма: устраивали ревизии наличия двадцатки, пожарной безопасности, уплаты налогов и т. д.

Неполный состав приходского комитета и отсутствие нового договора стали поводом для претензий городских властей к приходу. В ход шли также сборы подписей жильцов примыкающего к храму дома, которым якобы мешали богослужения. Было сфабриковано письмо рабочих-поляков с требованием передать здание собора для размещения в нем районного клуба национальных меньшинств: поляков, латышей, литовцев, латгальцев.

В октябре 1929 г. Президиум Московско­Нарвского райсовета принимает решение о закрытии собора. Кроме «письма польских рабочих» Президиум ссылается также на непосредственную близость храма к жилому дому, отсутствие требуемого властями договора о принятии храма в ведение «двадцатки», ее неполнота. Окончательное решение о закрытии храма было принято 12 октября 1929 г. Президиумом Ленсовета.

Большая часть имущества храма была передана в Русский музей, часть – в другие организации, в т. ч. и утильзаводу ОГПУ на переплавку. На 14 подводах весом около 18 тонн были вывезены в Государственный книжный фонд книги из библиотеки семинарии. Часть библиотечного фонда находится в настоящее время в фондах библиотеки Академии наук.

Советское время

В пустовавшем здании пытались разместить кинотеатр, но из-за нехватки средств на ремонт устроили общежитие для сезонных рабочих. В конце 1930-х годов оно было передано конструкторскому бюро. В послевоенные годы в нём размещался научно-исследовательский институт Внииземмаш. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от попадания бомб и снарядов. Отремонтировано в конце 1940-х годов.

Для приспособления к нуждам конструкторского бюро и института, здание собора было разделено многочисленными перегородками и перекрытиями, были пробиты дополнительные окна. В нём невозможно было узнать храм.

Возрождение прихода

В 1991-м году по инициативе группы верующих был возрождён приход Успения Пресвятой Девы Марии.

В сентябре 1995 г. после нескольких лет борьбы комплекс зданий с собором был возвращен Церкви. Настоятелем прихода был назначен о. Стефан Катинель. Высшая Духовная Семинария, возобновившая деятельность в 1993 году в Москве, вернулась в Санкт-Петербург во главе с ректором монсеньором Бернардо Антонини, чей процесс беатификации продолжается в настоящее время.

В течение 1995-1996-го годов, в невероятно короткие сроки были проведены ремонтно-восстановительные работы.

Первое богослужение в реставрируемом соборе было совершено 9 ноября 1996-го года по случаю паломничества статуи Божией Матери Фатимской. 16 февраля 1997-го года в храме возобновились постоянные богослужения.

В дар от одной из католических общин Великобритании был получен духовой орган и стояния Крестного пути. Музей истории религии помог в украшении собора, передав в пользование приходу изображения и статуи.

24 мая 1998 г. Апостольский администратор для католиков латинского обряда Европейской части России Архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии кардинала Лопеса Трухильо и многочисленных епископов из разных стран совершил повторное торжественное освящение собора Успения Пресвятой Девы Марии по завершении его восстановления. В Святой Мессе участвовало также 50 священников. На богослужении присутствовали представитель Русской Православной Церкви Архиепископ Михаил (Мудьюгин), губернатор Санкт-Петербурга Владимир Анатольевич Яковлев и другие представители местных властей. В торжественной Мессе участвовали семинаристы, верующие из других приходов города, многочисленные гости. Обращаясь к присутствующим во время проповеди архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал:

«В суете нашей жизни, не перестанем, дорогие братья и сестры, благодарить Бога за данную нам благодать и не забудем дорогу к собору, чтобы не заросла к нему народная тропа. Пусть он способствует в подготовке в семинарии “Мария – Царица Апостолов” священников, достойных своих предшественников, и будет тем местом, где человек становится храмом Божиим. С радостью поспешим в этот дом Господень…»

Наши дни. Вид на центральный неф со стороны пресвитерия. Фото: Юлия Ницевич

Новая жизнь

23 мая 1999 года, в торжество Пятидесятницы, в соборе были рукоположены во священники первые выпускники Высшей Духовной Семинарии «Мария-Царица Апостолов»: Сергей Тимашов, Владимир Тимошенко, Геннадий Рабиханукаев.

В 2000-м Юбилейном году Cобор Успения Пресвятой Девы Марии стал местом паломничества и индульгенции для католиков Северо-западного региона России. Об этом событии напоминает установленная при входе в храм памятная доска-подарок консульства Итальянской республики.

В мае 2003 года приход, при активном участии польского и литовского национально-культурных обществ, праздновал 100-летний юбилей своего создания.

В настоящее время территория прихода составляет около 2500 км² и охватывает часть Адмиралтейского и весь Московский район, юго-запад Санкт-Петербурга, а также западную часть Ленинградской области.

В приходе несут служение монахини из конгрегации Сестёр Миссионерок Святого Семейства. Конгрегация была основана блаженной Болеславой Лямент в 1905 году в Могилёве. Её особая цель — труд и молитва ради достижения единства между Католической и Православной Церквями. С 1907 года бл. Болеслава руководила деятельностью этой конгрегации в Петербурге, а с 1913 года – в Выборге. Главной чертой духовного пути Болеславы была глубокая любовь к Евхаристии и к Пресвятому Сердцу Иисуса. Больше информации о конгрегации вы можете получить на официальном сайте.

1870-2023 История собора. Хронология

1870 – Заложен храм
1873 – Заложение краеугольного камня
1891-1901 – Расширение собора
1900 – Перенос семинарии
1903 – Основание прихода, настоятель – отец Августин Лосиновский
1918 – Начало гонений
1929 – Закрытие храма
1991 – Восстановление структур Католической Церкви в России. Апостольский администратор – епископ Тадеуш Кондрусевич
1994 – Возрождение приходской общины
1995 – Первое богослужение
1998 – Повторное освящение собора
2002 – Основание Митрополии Божией Матери в Москве
2003 – 100-летний юбилей создания прихода
2020 – Назначение вспомогательного епископа Николая Дубинина
2021 – Ремонт и повторное освящение часовни Пресвятых Даров, настоятель – отец Януш Прусиновский
2023 – Празднование 240-летнего юбилея Римско-католической Архиепархии; 150-летнего юбилея освящения собора Успения Пресвятой Девы Марии; 120-летия создание прихода; 25-летия освящение прихода Архиепископом Тадеушем Кондрусевичем после его возвращения верующим
2 июня 2023 года храму официально присвоен почетный титул и наименование собора

Настоятели

Узнать больше о настоятелях, которые служили в приходе Успения Пресвятой Девы Марии и посмотреть архивные фотографии можно на сайте прихода. Материал подготовила Наталия Игоревна Корюкаева по документам Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

Группа Петроградских священников.
Сидят (слева направо): священник. Мечислав Шавдинис, священник Доминик Иванов, священник Людвик Борковский, епископ Ян Цепляк, священник Антоний Малецкий, священник Ян Тройго.
Стоят (слева направо): священник Теофилюс Матулёнис, священник Ян Василевский, священник Михаил Бугенис, священник Эдвард Юневич, священник Люциан Хвецько, миряне: Григорий Далецкий, Юзеф Стубеда, Стефан Чоповский

январь 1903 – ректор семинарии, прелат о. Витольд Эрдман
C 1 февраля 1903 по 1909 год – ректор семинарии и настоятель прихода о. Августин Лосинский
С 1909 по 1914 год – о. Франциск Каревич (Каревичюс)
C 1914 по 1918 год – о. Михаил Дукальский.
С сентября 1918 до марта 1919 года – о. Игнатий Балтрушис
С апреля 1919 до февраля 1923 года – о. Люциан Антонович Хвецько (Хведзько)
С марта 1923 до мая 1924 года – о. Михаил Рутковский
С конца 1924 до июня 1925 года – о. Ян Янович Тройго
С июля 1925 до июля 1926 года – о. Мечислав Шавдинис
С июля 1928 до декабря 1928 года – о. Августин Пронцкетис
С 1996 по 2018 год – о. Стефан Катинель
C 30 сентября 2018 до 31 июля 2020 года – о. Виталий Спицын
С 2021 года по настоящее время – о. Януш Прусиновский

Контакты

Адрес: 190005 г. Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 11
тел. 8(812) 316-42-55; +79522124122
e-mail: uspenie-spb@mail.ru
Сайт прихода
Страница прихода ВКонтакте
YouTube-канал прихода

Алтарная часть собора. Фото: Ольга Галкина

Как помочь приходу

Получатель платежа:
Местная религиозная организация Приход Успения Пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге

Реквизиты для пожертвований:
Филиал Петровский ПАО Банка «ФК Открытие»
Р/счет: 40703810811000000015;
К/счет: 30101810540300000795; 
БИК: 044030795
ОКПО: 43464748; ОГРН: 1037858020562;
ИНН/КПП: 7825354765/782601001

Просьба указывать в назначении платежа: “ПОЖЕРТВОВАНИЕ”

QR код для использвоания в мобильных приложениях банков:

Материал подготовила Ольга Хруль

Выражаем благодарность за содействие в подготовке материала Государственному музею истории религии, епископу Николаю Дубинину, священнику Янушу Прусиновскому, Наталии Игоревне Корюкаевой, Александру Валерьевичу Хайдукову.

Смотрите также:

Видеорепортажи от Михаила Фатеева / MADID STUDIO: Рукоположение Алексея Пирогова во диаконы 24.06.2023 и Юбилей митрополии и Успенского собора

Интервью с настоятелем прихода о. Янушем Прусиновским

85-летие старейшего церковного органиста Санкт-Петербурга и всех римско-католических приходов России – Сергея Петровича Варшавского

Фотогид по храму от Ольги Галкиной для Информационной службы Архиепархии

Архитектура и убранство собора – в фотографиях Юлии Ницевич

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии